ШРИ АУРОБИНДО
В незыблемом безмолвии души,
Всем существом стремясь к единой цели,
Величествен, покоен, одинок,
Он восседал, надеждой во плоти,
На пьедестале царственном молитвы. ...
Среди трудов космических божеств
Он центром был вселенского свершенья,
Мечтая в прозорливой страсти духа
Возвысить род людской в подобье Бога
И мир земной призвать навстречу свету
Иль новый мир открыть иль сотворить.
Шри Ауробиндо. «Савитри
Шри Ауробиндо — выдающийся мыслитель,
общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин — родился в
Калькутте 15 августа 1872 года в семье доктора Гхоша, происходившего из
знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста обучался в Англии —
сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском колледже в
Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной западной
литературы. С ранних лет он проявил незаурядные способности в овладении
латынью и греческим, а также в стихосложении.
В 1893 году в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В
течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации
города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном
университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту, где становится
ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в
активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им
журнал «Банде Матарам» стал могучим голосом освободительного движения,
впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав
конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое
поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и
духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и
начинает постигать ее древние священные Писания. Осознав подлинное
могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей
многовековой культуре, он в 1904 году решает ступить на путь йоги,
стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.
В 1908 году Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации
покушения на одного из чиновников британского колониального правительства
и оказался в тюрьме с обвинением, грозившим ему смертной казнью, однако по
окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и
освобожден
Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных
духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается
освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном
преобразовании всей универсальной природы, в победе над неведением, ложью,
страданием и смертью.
В 1910 году, повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю»
революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге
Индии, чтобы продолжать интенсивные занятия йогой. На собственном опыте
реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог
превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных
поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического
уровня, и воплощение на земле божественной жизни. Достижению этой цели он
посвятил оставшиеся сорок лет жизни.
С 1914 по 1921 год он издает ежемесячное философское обозрение «Арья»,
где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает
основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, достигнутого им
в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний —
Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует
проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.
Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 года. Его
литературное наследие насчитывает более 30 томов, среди которых
философские труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес
и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение
последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным
воплощением его многогранного духовного опыта.
В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо — утверждение о том, что
мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение
Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей
инволюции; поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и
от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но,
реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется
дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет
превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит
животное. Человек — лишь переходное ментальное существо, чье призвание —
достичь более высокого, «супраментального» уровня сознания,
Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю
жизнь в непосредственное выражение Истины.
Все свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого
супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию
на земле мира истины, гармонии и справедливости, Царствия Божия,
предвещенного пророками всех веков и народов. t;Вампир" [Vampir] (1921) злодеем-кровососом оказывается сам д-р
Браун. Вл.Г.