НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС
«НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС», российская рок-группа
(Екатеринбург). Биография этой группы, полная неожиданных поворотов,
взлетов, падений, драматических расколов и возрождений из пепла, вполне
достойна послужить основой для сценария художественного фильма. Звездным
часом, а вернее, годом стал для Nautilus Pompilius 1988 год, когда в течение
двенадцати месяцев провинциальная группа выступала в Москве, где очаровала
прессу и телевидение, завербовала тысячи поклонников, записала альбом, со
шлейфом из восторгов и скандалов проехала по стране и распалась ровно через
год после своего первого триумфа. Однако история Nautilus Pompilius не
начинается и не заканчивается ее московской эпопеей.
В 1978 студенты-архитекторы из Екатеринбурга
Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей
Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (барабаны) объединились в ансамбль, который
играл на институтских вечерах и принимал участие в студенческой
самодеятельности. Они сочиняли собственные песни и даже записали их на
пленку, назвав свой проект «Али Баба и сорок разбойников», успеха не
имевший.
Состав группы менялся, но тандем Бутусов —
Умецкий оставался неизменным. С 1983 группа стала выступать под названием
«Наутилус». В это же время группа записала свой дебютный альбом «Переезд»,
полный жесткого и нелогично звучавшего хард-рока.
В 1984 после знакомства с ленинградской
рок-сценой группа решилась на резкое изменение своего стиля. Вышедший в
марте 1985 альбом «Невидимка» тяготел к популярной неоромантике: хрупкий,
нервный вокал Бутусова выгодно оттенял монотонно-бездушный аккомпанемент
баса и синтезаторов. На обложке «Невидимки» впервые появилось название
Nautilus Pompilius. В 1985 группа предприняла попытку расширить свою
художественную палитру, пригласив к микрофону бывшую вокалистку Настю Полеву
и записав с ней несколько оригинальных номеров, но сотрудничество оказалось
кратковременным. Полева ушла и позднее стала выступать с сольными
программами.
В июне 1986 Nautilus Pompilius, состав
которого усилил Алексей Могилевский (клавишные, саксофон), выступил на 1-м
фестивале местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое
студийное звучание: публика была скорее заинтригована, нежели потрясена. В
июле того же года вышел их следующий альбом «Разлука» — лучшая и наиболее
известная работа за всю историю группы.
Выступление на фестивале «Ленинградская
музыкальная весна» в апреле 1987 упрочило положение Nautilus Pompilius, а
горячий прием рок-н-ролльной аудиторией на подмосковных рок-фестивалях в
Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для
последовавшего за этим взрыва.
В декабре 1987 состоялось триумфальное
выступление Nautilus Pompilius на «Рок-панораме». Вместе с тем уже тогда во
взглядах Бутусова и Умецкого на будущее группы наметились серьезные
расхождения, которые привели к тому, что в феврале 1988 Умецкий решил
покинуть группу и заняться собственными кино- и музыкальными проектами. Но
именно 1988 год стал для Nautilus Pompilius звездным часом, когда в течение
двенадцати месяцев провинциальная группа с феноменальным успехом выступала в
Москве, записала альбом, проехала по стране и распалась ровно через год
после своего первого триумфа.
Еще в самодеятельный период участники группы
снялись в двух короткометражных фильмах молодого уральского кинорежиссера А.
Балабанова «Раньше было совсем другое время» и «У меня нет друга». В 1988
другой свердловчанин, В. Хотиненко, снял их в своей фантастической ленте
«Зеркало для героя» (по замыслу сценариста, именно на концерте Nautilus
Pompilius познакомились два центральных персонажа фильма). Примерно тогда же
Nautilus Pompilius стал главным героем документальной ленты финской
журналистки М. Мюккенен «Из России с любовью» («Серп и гитара»).
В то время как официальная пресса не
скупилась на комплименты в адрес группы, предрекая ей блестящее будущее,
рок-критика была настроена куда более скептически. Но самым неожиданным
оказалось решение лидера группы Бутусова, который 22 ноября 1988 объявил,
что увольняет всех музыкантов.
Только в самом конце 1989 Бутусов
обнародовал состав обновленной группы: Беляев, Игорь «Гога» Копылов (бас) и
Игорь Джавад-Заде (барабаны).
Дебют новой группы состоялся в феврале 1990
на концерте, посвященном пятилетию Свердловского рок-клуба. В противовес
клавишно-саксофонному изобилию предыдущей версии Nautilus Pompilius, новая
формула звучания опиралась на минималистский, чисто гитарный звук. Летом
1990 музыканты побывали на музыкальной конференции «New Music Seminar» в
Нью-Йорке и записали альбом «Наугад», в котором участвовали также и
приглашенные музыканты. В том же году на ленинградском телевидении
состоялась премьера кинобиографии группы «Бриллиантовые дороги» (режиссер И.
Морозов).
Осенью 1992 увидел свет довольно успешный
альбом «Чужая земля», однако на следующий год история Nautilus Pompilius
начала повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно уволил
обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была приостановлена.
Продолжая двигаться по кругу, Бутусов вновь
стал менять состав. Записанный новым составом альбом «Крылья» оказался менее
интересен, чем предыдущие работы группы — их единственным новым хитом стал
заглавный номер альбома.
Видимо, ощущая необходимость вырваться из
этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов отправилcя в Британию, где был
записан альбом «Яблокитай» при участии местных сессионных музыкантов, но
прежде, чем он увидел свет, в январе 1997 Бутусов снова распустил группу. В
1997 Балабанов вновь снял музыкантов группы в своем фильме «Брат», в котором
главный герой фильма почти обожествляет Nautilus Pompilius .
В конце 1990-х годов Бутусов пытается
реализовать новые проекты. Судьба остальных участников Nautilus Pompilius
остается неясной.