ГОФМАН ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ
"Житейские воззрения кота Мурра"
"Крошка Цахес, по прозванию Циннобер"
"Серапионовы братья"
Повелитель блох"
" Золотой горшок: сказка из новых времен "
Гофман Эрнст Теодор Амадей
(24.01.1776-1822),
Видный немецкий художник, композитор и прозаик, одна из ведущих фигур
европейского романтизма. Родился в Кенигсберге (ныне - Калининград,
Россия), окрещен как Эрнст Теодор Вильгельм; последнее имя сам Гофман
позднее сменил в память почитаемого им Моцарта. Изучал право (и
профессионально занимался юриспруденцией), а также живопись, музыку, (с
которой связаны многие его лит. произв.).
Ф.М. Достоевский писал о его
сказках:
"У Гофмана есть идеал, правда, иногда не точно поставленный, но в этом
идеале есть чистота, есть красота действительная, истинная, присущая
человеку".
Как художник и мыслитель, Гофман связан с так называемым "иенским кружком"
основоположников немецкого романтизма. Он развивал идеи философов этого
кружка Ф. Шлегеля (1772-1829) и Новалиса (1772-1801), в частности, учение об
универсальной поэзии, концепции романтической иронии и синтеза искусств.
Творчество Гофмана олицетворяло собой этот синтез: удивительный писатель,
музыкант (музыку он считал "самым романтическим из всех искусств"),
композитор (автор первой немецкой романтической оперы "Ундина", 1814),
художник-декоратор и мастер графического рисунка (иллюстрировал собственные
произведения).
Первые рассказы Гофмана "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные страдания
Иоганна Крейслера" (1810), "Дон Жуан" (1813) и другие вышли в виде
четырехтомника "Фантазии в манере Калло" (1814-1815). Позднее были
опубликованы сказки "Золотой горшок" (1814), "Крошка Цахес, по прозванию
Циннобер" (1819), сборники рассказов "Ночные рассказы" (1817), "Серапионовы
братья" (1819-1821), романы "Житейские воззрения кота Мурра" (1820-1822) и
"Повелитель блох" (1821).
В 1806 году Гофман решил посвятить себя искусству: был капельмейстером в
театрах городов Бамберга, Дрездена, Лейпцига, сочинял музыкально-критические
работы, заложившие основы романтической музыкальной эстетики. В 1814
переехал в Берлин и вскоре (1816) получил должность советника Высшего
апелляционного суда.
В конце служебной карьеры писатель чуть не угодил под суд: в последней
сказке Гофмана "Повелитель блох" содержалось ироничное изображение прусской
системы судопроизводства, а следовательно, и всей государственной системы.
Рукопись конфисковали, а Гофману предъявили обвинения в нарушении надлежащей
верности к вышестоящим начальникам; разглашении судебной тайны; публичном,
грубом дискредитировании государственного чиновника. Сказки и фантазии
оказались слишком близко к реальной действительности.
Сюжеты Гофмана легли в основу сочинений композиторов Германии, Франции и
России: опер Р. Шумана "Крейслериана" (1838), Ж. Оффенбаха "Сказки Гофмана"
(1881), балета "Щелкунчик" (1892) П.И. Чайковского.