АЛИСА
В ноябре
1983 года из музыкантов ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во
главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа. Свою кличку
Слава сделал названием команды и, так
им образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной
Чудес и Зазеркальем. За первый год своего существования АЛИСА стяжала себе
известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами, но,
по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь" началась только после
того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Кинчева, взамен Бори
Борисова, прежнего вокалиста.
В феврале 85-го состоялись первые репетиции в обновленном
составе, а в марте того же года АЛИСА стала лауреатом З-го фестиваля
Ленинградского рок-клуба, как бы отметив свое второе рождение. 1985 год,
принес АЛИСЕ еще одну перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом
железнодорожника и уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась
без гитариста. И тут появился Петя Самойлов, который долгое время нигде не
играл. Кроме него на роль гитариста претендовал Андрей "Худой" Васильев.
Слава Задерий склонился к сторону Пети: Петя сочинял песни. а Худой - нет.
(Год спустя, после возвращения Шаталина, а главное - в связи с уходом лидера
и бас гитариста Славы Задерия в 1987 году, Петя перешел на
бас-гитару).
Свой первый альбом "Энергия" АЛИСА сделала в жестком нововолновом ключе,
насколько это было возможно с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью...
"Энергия" стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных
государственной фирмой грамзаписи "Мелодия". По официальным данным, тираж
превысил 1 000 000 экземпляров.
В 1986 году АЛИСУ стало лихорадить - два лидера никак не
уживались в одной группе. "По ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную
на IV фестивале ЛенРок - клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из
концертов Задерий сказал остальным: "Подождите, я сейчас..." и исчез. "Алисовцы"
в спешном порядке нашли замену - басиста группы КИНО Игоря Тихомирова,
которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды.
Верез некоторое время Слава все же вернулся в группу, и так периодически то
пропадал, то снова появлялся в АЛИСЕ, пока в 1987 году не
собрал новую команду НАТЕ! - название для которой, кстати, придумал Кинчев
Весной 1987 года АЛИСА приступила к работе над своим вторым
альбомом - "БлокАда". Альбом получился заметно тяжелее " Энергии" и гораздо
более цельным и продуманным, хотя записали "Алисовцы" его за три дня.
17 ноября 1987 года перед концертом группы в ленинградском
Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который вылился в долгий
судебный процесс, традиционно называемый "делом Кинчева". Милицейский кордон
не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда, наконец,
Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй, ты, там, на том
берегу") он посвятил: "иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам
и прочим гадам". Через несколько дней в ленинградской газете "Смена"
появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой
челкой" : "Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист
группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли?
Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала
раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке".
Надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала
на "Смену" в суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале
1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград),
но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было
невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора АЛИСЫ
А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три дня - без
всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с АЛИСЫ подписку
о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По
возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на "убитого в Пскове
милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за отсутствием состава
преступления.
Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 г.)
газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы -
буквально в несколько строк, после чего АЛИСА решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли неспокойная участь музыканта
скандальной АЛИСЫ заставили по завершении дела уйти из группы Андрея
Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал собственную группу ЗАМОК 30
и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не продал свои клавиши и
окончательно канул в творческое небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один
музыкант Саша "Пончик" Журавлев, и весь следующий год с группой выступал
саксофонист ДДТ "дядя Миша" Чернов.
В начале года в АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в
московской группе 99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати
- поле". По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из
99%) Андреем Королевым.
В новом составе АЛИСА записала "Шестой Лесничий" и параллельно, на одном
дыхании, полуакустический- полухулиганский альбом "206, ч.2", который
практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в городе
Жиганске (!). Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин.
Следующий альбом "Шабаш" решили сделать концертным. Его сводили на студии
ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90
года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей возле
сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш" - самый "живой"
альбом за всю историю группы. На той же студии "Алисовцы" записали "Для тех
, кто свалился с Луны" - мистический, в духе бродячего балагана, "маленький,
забытый всеми Театр". Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все
последующие издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа впервые
едет на гастроли в Израиль. "Черную Метку" АЛИСА отыграла как реквием: 12
апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с собой
выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого
Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это сделал
Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова состоялась
презентация "Черной Метки" и празднование 10-летнего юбилея группы.
Практически сразу после выхода "Черной Метки", проехав мощным "Метка -
туром" "по просторам необозримым, местам сказочным заповедным" (по всей
стране до самого Владивостока), АЛИСА приступила к работе над новой
программой "Джаз",которая была записана осенью 1995 года.
В этом же году группа участвует в концерте "Музыканты Храму Христа
Спасителя", а все лето 1996 года дает концерты по России вместе с другими
известными музыкантами в туре "Голосуй или проиграешь".