ABBA
Шведская
поп-группа, имевшая в 70-х годах едва ли не самый большой коммерческий успех
повсюду, кроме США.
Основателями группы были музыканты, певцы и авторы песен Бьорн Ульвеус и
Бенни Андерссон. Бьорн Кристиан Ульвеус (р. 25 апреля 1945, Готенбург) еще в
школе организовал свою первую группу WEST BAY SINGERS. Они играли на
акустических гитарах и пели американский фолк на уличном празднике, где их
заметил импресарио Стиг «Стиккан» Андерсон, который перевез группу в
столичный Стокгольм, переименовал в HOOTENANNY SINGERS и предложил контракт
со своей новой фирмой Polar Records. Йоран Брор Бенни Андерссон (р. 16
декабря 1946, Стокгольм) в 1964 получил место пианиста у HEP STARS, героев
местного рок-н-ролла, сделавших за два года пятнадцать заходов в чарты,
включая сочиненный Андерссоном шведский хит номер один Sunny Girl.
Впервые Бьорн и Бенни встретились на вечеринке в Вастервике весной 1966, где
решили, что им следует сочинять песни вместе. Однако их альянс не состоялся,
пока в 1969 группа HEP STARS не распалась. На концерте в Мальме Бенни
познакомился с певицей Анни-Фрид Люнгстад-Фредрикссон (р. 15 ноября 1945,
Нарвик, Норвегия). С тринадцати лет она пела с разными группами и даже
выступала на песенных фестивалях в Японии и Венесуэле. Тогда же Бьорн
услышал по радио, как поет собственную песню I Was So In Love Агнета
Фальског и решил ее пригласить в группу. Агнета (р. 5 апреля 1950, Йонкопинг)
профессионально работала на сцене с пятнадцати лет, а двумя годами позже
подписала сольный контракт с CBS-Sweden (к началу 70-х годов ее дискография
насчитывала четыре альбома на местной фирме Cupol).
Впервые вся четверка собралась для записи телепрограммы в Стокгольме, а
начала петь вместе с ноября 1970. В 1971 Бенни и Бьорн заключили с Polar
новый контракт — уже как авторы и продюсеры — и начали записывать
собственный материал, в котором обе девушки участвовали как бэк-вокалистки.
Polar издала их альбом Lycka с песнями на шведском языке и сингл People Need
Love, вышедший в США на Playboy Records. В июле 1971 Бьорн и Агнета
поженились. Бенни и Фрид последовали их примеру лишь в октябре 1978, когда
группа была в расцвете популярности.
В феврале 1973 песня квартета Ring Ring, отвергнутая комиссией конкурса
Евровидения, была записана на шведском, немецком, испанском и английском
языках и возглавила чарты в Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии и ЮАР. На
обложке сингла впервые (по настоянию Стиккана Андерсона) стояла аббревиатура
ABBA. В 1973 вышел и первый альбом группы Ring Ring. 6 апреля 1974 песня
ABBA Waterloo с абсолютным перевесом (20:1) победила на конкурсе Евровидения
в Брайтоне. Waterloo положила начало беспрецедентной последовательности из
восемнадцати хитов подряд в британской десятке, восемь из них достигли
вершины: Mamma Mia (1976), Fernando (1976), Dancing Queen (1976), Knowing
Me, Knowing You (1977), The Name Of The Game (1977), Take A Chance On Me
(1978), The Winner Takes It All (1980), Super Trouper (1980). Верхнюю
строчку чартов занимали также восемь альбомов группы, начиная с Greatest
Hits. Достижения четверки за океаном были куда скромнее: только Dancing
Queen в апреле 1977 неделю держалась на вершине списка. Три альбома стали в
Штатах «золотыми» и только ABBA — The Album (1977) стал «платиновым».
В июне 1976 ABBA выступала перед королем Швеции накануне королевской свадьбы.
В феврале 1977 они совершили первое британское турне (на два концерта в
королевском Альберт-холле (11 тысяч мест) поступило 3,5 миллиона заявок).
Значительную часть этого года группа провела в мировом турне, финальная
часть которого (в Австралии) была отснята для фильма «АББА». 8 января 1980
квартет принял участие в благотворительной акции UNICEF в Нью-Йорке и
передал организации все доходы от сингла Chiquitita. В сентябре 1979
концертом в Эдмонтоне (Канада) ABBA открыла свое первое американское турне.
Хотя Андерссон и Ульвеус сами записывали инструментальное сопровождение, в
записях группы принимали участие многие местные музыканты. Костяк группы
сопровождения составляли гитарист Ян Шаффер, басист Рутгер Гунарссон и
барабанщик Эла Брюнкерт. Если не касаться мелодической стороны (а Бенни и
Бьорн, несомненно, одни из наиболее продуктивных мелодистов после Леннона и
Маккартни), музыка ABBA едва ли представляла собой нечто уникальное:
вокальные аранжировки недалеко ушли от манеры поп-групп 60-х годов (RONETTES,
CRYSLALS и, особенно, MAMAS & PAPAS), звучание в целом напоминало Фила
Спектора с его «Стеной Звука», а тексты балансировали на грани явной
банальности и наивной романтики.
С зимы 1981—82 активность группы заметно пошла на спад. В декабре 1982 вышел
последний записанный вместе сингл ABBA Under Attack (№ 26 в Британии), хотя
их последним хитом стала Thank You For The Music (№ 33).
Агнета в конце 1982 продолжила серию своих соло-альбомов диском Wrap Your
Arms Around Me. В Британии хитом стала The Heat Is On (№ 35), а в США Can't
Shake Loose (№ 29). В 1985 вышел еще один альбом Eyes Of A Woman. Фрид,
первый сольный альбом которой Somethings Go On вышел еще в августе 1982, в
1984 выпустила альбом Shine, после чего надолго пропала со сцены и лишь в
1996 издала на шведском лейбле Anderson Records (и на родном языке) альбом
Deep Breath.
Активность мужской половины квартета резко угасла: они сочиняли песни (хотя
так и не издали ничего), занимались продюсированием для Polar, а также
работали с либреттистом Тимом Райсом (Jesus Christ Superstar, Evita и т. д.)
над мюзиклом Chess (о шахматном чемпионате), который в 1984 вышел на RCA, а
в 1986 был впервые поставлен на сцене в Лондоне.
Новый рост популярности ABBA, как и всей музыки времен диско-бума, начался в
1992. Polydor переиздал все хиты группы на двух компакт-дисках, а также
соло-альбомы Агнеты и Фрид; ERASURE сделали мини-альбом осовремененных
каверов ABBA-esque, а австралийская группа BJORN AGAIN добилась короткого,
но шумного успеха с точно воспроизведенным и хорошо узнаваемым звучанием
группы ABBA.