РОКОВАЯ СТАРУШКА "АГАТА КРИСТИ"
На сияющей сцене появляются парни с
гитарами. Зритель без объявления, по лицам, узнает своих кумиров. Первые
аккорды песен - и кем-то наспех намалеванные транспаранты взмывают вверх:
"Мы вместе!", "Вперед, "старушка"!"
Старушкой называют в
Свердловске рок-группу "Агата Кристи". Согласитесь, название несколько
необычное, не часто услышишь на концертных площадках имена писателей,
ставшие именами ансамблей. И все же такая группа есть, и не только в
названии заключается ее своеобразие. Музыка хлесткая, прямолинейная и
где-то, считаю, по-студенчески азартная, вызывает и восхищение, и споры.
Почти весь состав "Агаты Кристи" состоит из выпускников Уральского
политехнического института. Еще не остыв от экзаменационных сессий,
"старушка" появилась сначала на свердловской сцене, а потом и на всесоюзной.
На вершину популярности
лихая группа разом поднялась без особых затруднений и заняла свое место в
одной шеренге со своими именитыми коллегами, долго поднимавшимися на
музыкальный олимп. Кульминацией же успеха коллектива можно признать,
пожалуй, выступление и первое место на первом этапе телевизионного
рок-турнира "Ступень к Парнасу". Я и сам был среди болельщиков перед голубым
экраном, когда "Агата" легко одолела первую ступень в этом престижном
конкурсе.
А начало... Они начинали
традиционно. Гитара, рояль, барабан. Студенческие "капустники". Увлечение
"Лед Зеппелин", "Битлз", "Роллинг Стоунз"... Наконец, наши доморощенные
"рокеры" - "Урфин Джюс", "Настя", "Нау..." тоже оказали определенное влияние
на "Агату".
И вот результат: ее с
уверенностью относят к специфическому и неординарному, завоевавшему
признание, понятию "уральский рок".
Не так давно я встретился с лидером
рок-группы "Агата Кристи" Вадимом Самойловым и задал ему ряд вопросов. В
частности, я затронул муссирующуюся в отдельных молодежных кругах тему, что,
дескать, "Агата Кристи" была пригрета, а затем и выпущена на большую сцену
не без участия легендарного "Наутилуса Помпилиуса". И что их творчество -
отпочкование или, скорее, продолжение творчества "Нау".
Мне о подобных разговорах
известно, - сказал Вадим, - но это, как правило, интересует людей, далеких
от рок-клуба, а иногда и вовсе профанов в роке. Если кому-то вздумалось
отнести нас к преемникам "Нау", это в чем-то даже поднимает наш авторитет.
Здесь уместно будет заметить, что,
действительно, две популярные свердловские группы, о которых идет речь,
развивались и вышли на сцену совершенно разными путями, но "Наутилус" просто
"старше". Если его участникам и пришлось наставлять "старушку" на путь
истинный, то это, как мне кажется, ничуть не постыдно. Это, если хотите,
проблемы отцов и детей.
Итак, продолжим беседу с
Вадимом. Следующий мой вопрос касался сегодняшнего дня группы. Какие
проблемы, удачи у нынешней "Агаты Кристи"!
Не так давно главную
проблему с аппаратурой мы разрешили. Один из челябинских кооперативов
предоставил нам солидную инструментальную базу. Мы продолжаем заниматься
музыкой в родном УПИ. В его стенах - поддержка и признание. Много сил - и
душевных, и физических - теряем на гастролях. В последнее время стараемся не
уезжать далеко от дома. Нам уготована путевка на гала-концерт "Ступень к
Парнасу", поэтому работаем в направлении к "Ступеням". Параллельно
отрабатываем новую программу.
Мне кажется, с приходом к
вам популярности вас все меньше можно видеть на концертных площадках родного
города.
Отнюдь. Недавно в ДК
Уралмаша состоялся благотворительный концерт совместно с Настей Полевой. И
потом, думаю, слишком часто появляться в Свердловске ни к чему. Я так мыслю:
каждый выход должен быть к чему-нибудь приурочен. К юбилею, празднику,
причем не к какому попало, а к непосредственно относящемуся к рок-музыке. Да
и зритель, как мне кажется, стал ленив. В связи с расширением возможностей
телевидения и радио, молодежь предпочитает, сидя в кресле, следить за миром.
Ну, и потом слишком широк выбор артистов. Причем гастролеры не всегда
качественно и четко отрабатывают свою программу. Зритель, мягко говоря,
перенасытился, либо чрезмерно устал от шума. Но я уверен, что истинных
поклонников "Агаты Кристи" мы никогда не потеряем.
"Наша правда терпит плетку.
Наша правда пахнет водкой", - эти слова из вашей песни почти уже не режут
слух. Но объясните, что вы хотите сказать такой поэзией?
Долгое время так называемую
рок-поэзию вообще не признавали, считали, вероятно, что таковой нет. Жизнь
доказала обратное. Сегодня тексты многих популярных рок-групп публикуются в
престижных журналах и, более того, их пытаются изучать, критиковать.
Почему-то так называемый русскоязычный рок всегда был поводом для спора.
Отчасти это понятно, поскольку стихи отечественных поэтов, положенные на
музыку, всегда были в чем-то философичны. Наша же философия отвечает духу
времени. Труден выход из тупика. Все смешалось в один сплошной черный след,
след истории. Кровь, водка, сила - вот понятия, с которыми отождествляется
мировоззрение нынешнего "парня с улицы". Зло не в водке, зло среди нас и
более мощное, чем "зеленый змий", если буквально воспринимать слова из
песни. Водка - символ безразличия, опустошенности и в то же время горя и
попытки затуманить не знающую покоя память.
Я знаю, что "Агата Кристи"
не любит говорить о стиле исполненных ею песен и все же вы не отказываетесь
от понятия "уральский рок". Как вы думаете, чем отличается уральская музыка,
к примеру, от московской?
Внешне ничем. Традиции
взяты в любом случае из корней рок-искусства, то бишь импортированы из
Америки. Те же самые барабаны, те же самые гитары, но наша страна
поразительно уникальное государство, где провинция резко отличается от
центра. Причем центр - это только Ленинград и Москва, все остальное -
периферия. У нас в несколько раз хуже техническое оснащение, безусловно,
меньше информации, ну и масса другого. Все это невольно заставляет нас
искать что-то свое, ибо другого мы просто не знаем. Такая изоляция и влияет
на формирование необычных стилей и музыкальных находок. Урал просто быстрее
всех заявил о себе. Наш рок появился в одно и то же время с центром, поэтому
о нем и говорят больше, нежели, скажем, об украинском. Бесспорно, отцом и в
какой-то степени законодателем "уральского рока" с уверенностью можно
назвать Сашу Пантыкина.
Как складываются ваши
взаимоотношения с рок-группами Свердловска, есть ли друзья в других
коллективах?
Как уже говорилось в
передаче "Чертово колесо", посвященной нашему рок-клубу, у нас трогательное
единство. Мы в хороших контактах, пожалуй, со всеми коллегами. В последнее
время участились гастроли по стране, поэтому, мне кажется, естественным, что
наши знакомства растут. В частности, хорошие связи с ленинградскими
музыкантами. Однажды мы выступали вместе с популярной в Ленинграде группой
"Санкт-Петербург". Словом, жизнь дает нам не только новые мысли, но и новые
творческие союзы. Ибо музыка - это универсальный мир общения между людьми не
только разных народов нашей страны, но и за рубежом. Недаром же зачастую
можно видеть, как на сцене встречаются две именитые группы и поют в голос
одни песни. С уверенностью можно сказать, что рок - это нечто, способное
одинаково влиять на сердца и умы людей, разных по убеждениям и
национальностям.
Но на этом, как мне кажется,
наши параллели и заканчиваются. Без лишней скромности хочу сказать, что мы
идем своим путем, никому не подражая, никого не плагиатируя ни в музыке, ни
в текстах, ни в манере поведения. Всегда и во всем стараемся иметь только
свое лицо. И, по-моему, нам это вполне удается. Впрочем, об этом судить
публике.
Вероятно, вы смотрели
концерт с участием мировых звезд, которые вышли на сцену с целью помочь
наркоманам и алкоголикам встать на ноги. Сейчас много спорят об этом
гуманном мероприятии. Хотелось бы узнать ваше отношение.
Я расцениваю этот праздник
как событие не только для нашей страны, но и для всего мира. Помню, как
подобное шоу состоялось в Вудстоке. В то время никто и не помышлял о
пришествии рока в Советский Союз. Вспомните, в каких рамках, а скорее,
клетках дозволенности существовали наши музыканты, имеющие отношение хотя бы
к поп-музыке. Парни с гитарой считались чуть ли не врагами народа. Фестиваль
удался, нечего сказать. Но я бы хотел высказать ряд мыслей по поводу
лозунга, под которым и происходило все это грандиозное зрелище. Понимаете,
как таковой, рок не может быть против наркотиков и алкоголя. Я полностью
солидарен с тем, что нам нужно меньше пить и меньше колоться, но сами
участники концерта - в лучшем случае в прошлом алкоголики и наркоманы. Я
понимаю, что, к сожалению, на классике, на Шнитке и Чайковском много денег
не заработаешь. Стотысячная толпа десять часов подряд слушать, затаив
дыхание, рояль вряд ли будет, и все-таки... Эгида этого безвозмездного
представления мне представляется не лучшей. И еще: у нас мало опыта для
проведения подобного. Я имею в виду поведение Стаса Намина. Лучше бы заиметь