ЭПИДЕМИЯ ВЛЮБЛЕННОСТИ
В редакцию пришло письмо
„ Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что я
влюблена по уши в солиста группы "Агата Кристи" Глеба Самойлова, человека,
которого я даже не знаю и никогда, может быть, не увижу. Недавно пыталась
покончить жизнь самоубийством. Пожалуйста, подскажите, как избавиться от
этой несчастной любви. А то я не выживу. Целый день лежу и реву. Есть ничего
не могу, все о Глебе думаю. Ночью почти не сплю, потому что плачу.
Мария, Рига
...ПИСЬМО вызвало целый шквал читательских
откликов: "соратницу по несчастью" жалели, давали ей советы, делились
опытом, приглашали в свои фэн-клубы и просто в гости. Конверты
разрисовывались пробитыми сердцами, расписывались признаниями в любви к
Глебу и пафосными стихами типа:
Не сжигайте мосты,
не рубите канаты.
Наше время пришло -
мы фанаты "Агаты".
Примечательно, что, во-первых, писали только
девушки, и, во-вторых, ни в одном письме не было и намека на ревность. Писем
пришло много, и они продолжают идти до сих пор - значит, есть над чем
задуматься...
СВОЙ ПАРЕНЬ -СВОИ ПЕСНИ
ЗА ПРОШЕДШИЕ годы горячая
социальная тема в рок-музыке поостыла, сами музыканты помудрели. Но в то
время все прочие рокеры всерьез задумались о взрослых ценностях, Глеб
Самойлов и его команда весьма удачно остановили свой выбор на таких же
вечных, непреходящих, но все-таки подростковых темах.
В этом и кроется главный секрет популярности группы. Песни
"Агаты Кристи" - о мистике, садо-мазохистской любви, насилии, войне, игре со
смертью - обо всем том, что для подростка представляется самым важным, самым
значимым в этой жизни. Взрослеющему ребенку очень приятно думать, что он и
его друзья "выпили жизнь, но не стали мудрее, прожили смерть, но не стали
моложе" - в основании его мировоззрения лежит конфликт и с родителями, и с
социальной действительностью, и с жизнью вообще.
Беспроигрышно срабатывает и тема воина, который походя
насилует жену, дочь, сестру или мать своего врага, признаваясь ей в любви и
в то же время грозясь убить ее, как только он поменяет коня. Увы, нашим
девочкам очень нравится отождествлять себя с этой героиней - видно, родовая
память срабатывает. Есть у "Агаты" и тексты откровенно мазохистского
характера.
Ну и, конечно, главный козырь - наркотики и алкоголь. Конечно, подростковым
максимализмом переболеть нужно (как и пресловутыми прыщами), да только вот
местами поэзия Глеба Самойлова все-таки настораживает:
" Чтобы ближнего убить,
придется много пить.
Тогда все хорошо,
и сердце не болит,
И разум говорит:
"Что было, то прошло."
Теперь ты
Знаешь, как убить врага
посредством коньяка,
Налив его в стакан
и выпив двести грамм
Во славу небесам.
Теперь попробуй сам
И не забудь сказать:
"Здравствуй, Бог,
это ж я пришел,
И почему нам не напиться?
Я нашел, это ж я нашел.
Это мой новый способ
молиться".
ЗАЩИТА ОТ РЕАЛЬНОСТИ
КУЛЬТОВАЯ влюбленность для
наших девушек - явление не новое. Бабушки вспоминают, как во времена их
молодости у знаменитых оперных певцов Козловского и Лемешева были толпы
поклонниц. Эти "фэн-клубы" в просторечии именовались "козловисты" и "лемеша",
после концертов они поджидали своих кумиров у служебного входа в театр, а
между собой устраивали перебранки и потасовки не на шутку.
Нынешняя влюбленность в рок-звезд носит характер эпидемии.
Если девочка "сохнет" по какому-то певцу, часами слушает его песни и до
неузнаваемости преображается при этом, то у ее подруг и одноклассниц
появляется желание тоже соприкоснуться с этим иллюзорным миром Любить
далекого, недостижимого рок-принца, который поет на волнующие тебя темы
голосом, то завораживающе шепчущим, то срывающимся на крик, - это очень
сильный эмоциональный наркотик для девочки. Увы, как и всякая безответная
любовь, она имеет свою негативную сторону. И если это чувство не проходит с
возрастом, можно предположить, что у девочки повышенная боязнь реальной
жизни, задержка психосексуального развития или общая инфантильность.
Еще одно объяснение повальной культовой влюбленности -
нынешние мальчики в глазах девочек "стали не те". Ведь любой нормальный
подросток сердцем чувствует, что быть бандитом - нехорошо, а стать Ван
Даммом - нереально. Что в результате? Комплекс неполноценности, чувство
неуверенности в себе. И девочка отворачивается от такого мальчика - не
находя героя в реальности, она ищет его в мире иллюзий.
"ОТЦЫ И ДЕТИ"
НЕПРЕМЕННОЕ последствие
культовой влюбленности - конфликт с родителями. Вот строки из очередного
письма: "С окружающей средой воевать приходится, особенно с родителями.
Жалкие три часа в сутки послушаешь "Агату", а они уже орут, что, мол,
выключи эту гадость." Протесты родителей против кумира их ребенка всегда
отличаются резкостью и выражаются порой в немыслимых радикальных формах:
срывании и сжигании плакатов, бойкотах и выставлении упрямого чада за порог
родного дома. Этого делать ни в коем случае нельзя. Чем больше запретов вы
поставите перед своим ребенком, тем сильнее будут его чувства к кумиру. А
если ребенок - невротик (что сейчас стало почти нормой), то у него возможны
нервные срывы и даже попытки самоубийства. Хорошенько подумайте, что же для
вас важнее: одержать весьма сомнительную победу над дочерью и при этом
пожертвовать ее доверием и всем, чего вы добились за пятнадцать лет
воспитания, или же, поступившись принципами, пересмотрев свое отношение к
непонятным для вас увлечениям дочери, сохранить ее психическое и физическое
здоровье, нормальную атмосферу в семье.
Постарайтесь показать дочери ее кумира с другой стороны. Не
с плохой - просто с другой. В задушевном разговоре попытайтесь осторожно
"заземлить" его, не развенчивая (и уж тем более -не в ту минуту, когда дочь
находится в стрессовом состоянии).
Эти рекомендации нам дали специалисты, работающие на телефоне доверия для
детей и подростков. Но понятно, что "каждая несчастливая семья несчастлива
по-своему", поэтому обращайтесь к психологу лично - он разберется в
индивидуальных особенностях вашей проблемы.
И совет влюбленным фанаткам: не зацикливайтесь на
недосягаемом для вас человеке. Ведь и ваш кумир не на небесах живет, а ходит
по той же самой земле. И будьте терпимы к родителям - глупо требовать, чтобы
они любили ту же музыку, что и вы.
Дмитрий ПИСАРЕНКО
АиФ, 1996.№37, С.12.