"У НАС ВСЁ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ"
"На Урале потому так много "выдающихся", -
утверждают люди, - что из-за вашей неблагоприятной экологической обстановки
рождаются одни мутанты". Даёшь всем странам СНГ такую неблагоприятность… Мы
хотим рассказать вам об одном из "экологических недоразумений" - рок-группе
"Агате Кристи". Тем более что есть повод: не так давно в столице Урала при
большом скоплении народа группа "Агата Кристи" "завязала" с первой трудовой
"пятилеткой".
Давным-давно, а может быть, и недавно, в те времена, когда авторы этих строк
не то, что слушать музыку, говорить-то ещё толком не умели, в ВИА одной из
школ города Асбеста встретилась троица - Вадим Самойлов (тогда ещё просто
шестиклассник Вадик), Александр Козлов и Пётр Май. И никто тогда (а шёл 1977
год) не мог предположить, что в нынешнем, 1993 году, спустя шестнадцать лет,
все и вся города Екатеринбурга будут отмечать первый юбилей команды,
созданной бывшими асбестовскими школьниками - Вадимом Самойловым и
Александром Козловым.
"Агата Кристи" вошла в неписаную историю рок-музыки в 1988 году. Именно
тогда был записан первый, принесший группе некоторую известность альбом
"Второй фронт". Кто-то умиротворённо улыбался, а кто-то яростно плевался, но
все сходились в одном: проект "Агата Кристи" признавался состоявшимся.
-У меня остались совершенно жуткие воспоминания о детстве, - рассказывает
Вадим Самойлов, - например, о том, как я учился в музыкальной школе, где со
сломанным голосом должен был петь в хоре какое-то сопрано: я убегал на
репетиции, приходила моя мама и устраивала скандалы: "А, ты опять!" Это
потому, что всё было тайком. До третьего курса института (когда я студентом
приезжал в Асбест на побывку) мама спрашивала: "Вадик, ответь мне, в каком
ресторане ты играешь?" Она боялась страшно, что начнутся гулянки, пьянки… И
вот только тогда, когда в 1988 году у нас прошли
концерты в самом фешенебельном зале Екатеринбурга - в "Космосе", мама первый
раз приехала, посмотрела на нас и поняла, что ничем страшным мы не
занимаемся.
"Что-то больно на "Нау" смахивает…" - пытались охладить восторг редких фэнов
скептики. Но эти слова уже мало кто слышал. Группа "Агата Кристи" начала
котироваться. Глеб Самойлов (младшенький, мобилизованный брат Вадима) к тому
времени уже вылетел из "Чайника" (Свердловского музыкального училища имени
П.И. Чайковского), где он немного "почислился" для того, чтобы "успокоить
маму", чтобы она знала, что Глеб будет куда-нибудь пристроен! Тем не менее,
гастроли команды становились всё более и более продолжительными. И вскоре
группа в полном составе "зависла" в свободном, профессиональном полёте…
Всякое было в той истории. Но не любят ребята рассказывать об этом. С
журналистами предпочитают разговаривать исключительно о своём творчестве. "С
музыкантами надо говорить о музыке", - считают они. Что ж, в этом мы,
пожалуй, с ними согласимся.
-Вадим, ты как-то сказал, что в группе собрались совершенно разные люди. Как
им удаётся приходить к согласию? Это легко?
-Нет, это не просто. Мы знакомы друг с другом очень давно и уже знаем, каким
образом надо строить взаимоотношения, чтобы было минимальное количество
конфликтов и максимальный результат. Каждый понимает, что напротив сидит
человек, который тоже обладает вкусом, и этот вкус надо так или иначе
уважать. И если есть взаимоуважение, то, я думаю, можно договориться.
-Но, в конце концов, это выливается в стиль?
-Ну да, именно так. Исторически сложилось, что мы и музыку разную любим. Вот
Александр слушает популярную музыку. Глеб - совершенно противоположную: "индепендент",
такое всё замороченное. Я люблю музыку достаточно пышную, с огромным
количеством нюансов. Я называю её тонкой (с точки зрения профессионального
музыканта). И когда все эти три компонента удаётся в пределах одной песни
как-то совместить, тогда и получается такой конгломерат интересный.
Когда и духовность есть, и атрибуты популярной музыки. И всё это сделано ещё
и изящно. Вот тогда нас всех это устраивает.
-Можно ли сказать, что все ваши последние, наиболее известные работы -
"Коварство и любовь", "Декаданс", "Позорная звезда" - написаны в совершенно
разных стилях? Насколько я помню, вы говорили,что ваш стиль - "горячая
постель".
-Ну, "хот бэд" - это сочетание не совсем правильно переведено. В переводе с
английского оно означает "свежий", можно сказать, "только что со
сковородки". А то, что нам удаётся делать альбомы непохожие один на другой,
я считаю одним из наших плюсов. Я даже не знаю, по каким причинам альбомы
получаются разными. В принципе, они пишутся где-то через полтора года. Может
быть, мы успеваем пресытиться предыдущим материалом, и хочется чего-то
принципиально нового?
-Некоторые говорят, что "Позорная звезда" - это смесь классической "Агаты",
попсы и Виктора Цоя?
А.К.: Я спокойно отнесусь к этому. Мы хотели сделать альбом, который
слушался бы широкими массами народа и не был бы рассчитан на какую-то узкую
возрастную или социальную группу, который смог бы понравиться и быть
принятым достаточно большим количеством народа. А влияние Виктора Цоя…
Два-три года назад некоторые считали, что мы попадаем под влияние "Нау". Это
была ошибка. Мы как к "Нау" спокойно относились (конечно, с уважением, но
спокойно), так и к Цою относимся. Выскажу банальную мысль, но я думаю, что
музыкальные идеи достаточно космополитичны и не привязаны ни к одному из
наших "совковых" исполнителей. Я вам могу назвать массу западных групп, у
которых Цой черпал свои идеи. Это, прежде всего "Смитс" и "Джой Дивижн".
Поэтому не Цой на нас повлиял, а именно та западная гитарная рок-музыка,
которая существует уже на протяжении десяти-пятнадцати лет и которая дала
миру прекрасные группы. Может быть, я пафосно скажу, но мы достаточно
грамотны в этом смысле, чтобы слепо не копировать какого-то исполнителя в
надежде на то, что под его сенью мы увеличим свою популярность.
-А верно ли то, что "Агата" - это чисто студийная группа?
А.К.: Ну, может быть. Потому что мы всегда требовательны в студии к звуку, и
добиваемся такого звука, которого нам хотелось бы добиться. А на концертах
пока… Мы не снимаем с себя чисто исполнительской ответственности, но на
концертах, при нашем уровне технической обеспеченности, невозможно добиться
всего того, что мы вкладываем в запись. А с другой стороны, в противовес
твоему вопросу, я могу сказать, что к нам в городах, где мы были, особенно
за рубежом, подходят люди и говорят: "Ваши концертные версии более
интересные, более живые, более притягивающие к себе, нежели студийные".
-Вадим, интересно, какие чувства ты испытываешь, когда в пятидесятый раз
исполняешь пусть даже свою, пусть даже очень хорошую песню? По-моему, должно
быть нечто вроде отвращения…
-Да нет, отвращения как такого нет. Есть, безусловно, песни, которые
интересней или неинтересней играть.. Но ведь вы понимаете, что мы всё-таки
работаем! Мы приезжаем в город, мы работаем для людей, которые приходят в
зал, которые платят за это деньги. И поэтому здесь нельзя говорить о своих
амбициях.
-Но слушателю хочется, чтобы музыкант играл как в первый раз…
-Это дело мастерства. Нужно уметь играть даже, может быть, и двухсотый раз.
Но уметь играть так, чтобы человек тебе верил. Как актёр. Ведь чем
занимается актёр? Он заново переживает ситуацию. Даже не переживает, а
играет переживание ситуации. Мы именно этим и занимаемся.
Спокойные и даже несколько инертные в жизни, на сцене "агатовцы" предельно
эмоциональны и подвижны. Публику они "заводят", как говорится, с
пол-оборота, и почти каждый их концерт превращается в маленький праздник для
любителей "детективной" музыки. А то, что "Агату Кристи" любят многие
екатеринбуржцы, это, несомненно. Любят и верят, что их земляки ещё немалого
достигнут. Да и сами музыканты, в общем-то, в этом не сомневаются. "Я
настроен оптимистически, - говорит Вадим Самойлов, - народ от "фанерной"-то
музыки уже устал и стал требовательнее к качеству исполнения. Спасибо
Богдану Титомиру за то, что он эту исполнительскую планку поднял… Если
умеешь сочинять хорошо, то, будь добр - сочиняй. Тебя полюбят. Думаю, что у
нас всё будет в порядке".
Елена КОБЯКОВА, Олег ДУЛЕНИН,
Станислав ЧЁРНЫЙ, Екатеринбург.