"ПРОЦЕСС ПРОИСТЕКАЕТ НЕПРЕДСКАЗУЕМО..."
Прошедший год для "Агаты Кристи" отмечен появлением нового альбома
"Декаданс". И со стороны басиста Глеба Самойлова получилось пополнение:
альбом "Маленький фриц" (рецензию на который можно прочесть в
"Рок-хронике-3", а саму запись - поиметь в рок-клубовской студии
звукозаписи). Кроме того, группа поездила по стране и нанесла дружеский
визит во Францию, будучи приглашенной на международный фестиваль "OPEN DU
ROCK-90". Такое горячее для коллектива время довольно трудно, на мой взгляд,
назвать декадансом. Или все-таки можно? С этим и иными отнюдь непраздными
вопросами я обратилась к одному из музыкантов группы.
- Глеб, в последнее время свердловские музыканты активно отмечают всяческие
юбилеи: пятилетия "Чайфа" и "Апрельского марша", десятилетия "Отражения", "Урфин
Джюса", пять лет рок-клуба, наконец. Есть ли у вас в этом году какая-нибудь
памятная дата?
- Пожалуй, нет. День рождения группы был в феврале, но мы в этом году никак
его не отмечали. Ну и разве что такой юбилей: в августе мне будет 21 год,
совершеннолетие: раньше ведь этот возраст считался совершеннолетним. И
сейчас в вопросах винно-водочных так считается. Так что теперь буду иметь
полное право купить.
- Скажи, пожалуйста, родственными путями или какими-то иными ты попал в
"Агату Кристи"?
- Вообще группа развивалась как бы по трем направлениям. Вадик (разумеется,
Самойлов. - Ю.А.) с Сашей Козловым играли в одной школьной команде, потом
разошлись по институтам, а позднее сошлись - тогда была группа "РТФ" в УПИ.
Кроме них, там играл наш звукооператор Саша Кузнецов - на бас-гитаре, а
стучал - Алик Потапкин. А я тем временем творил в школе, песенки придумывал,
диссидентствовал понемножку в школьных масштабах. Осенью 1987 года
получилась такая ситуация, что Вадик с Сашей (Козловым. - Ю.А.) вдвоем
остались в "РТФ". У меня в это время был достаточно большой материал
накоплен, много песен. И тогда же Вадик, как бы заочно, попросил включить
эти песни в свой репертуар. И мы стали репетировать. Это продолжалось где-то
с месяц, было даже два концерта, где мы выступали втроем. На дне
первокурсника УПИ во Дворце молодежи мы играли под записанные барабаны, а на
новогоднем вечере в том же УПИ была уже записана часть подкладки ко "Второму
фронту": барабаны, бас-гитара, часть клавишных и гитарных партий. В
результате я там ничего не делал, только изображал, что струны дергаю.
- На базе этих песен был записан "Второй фронт"?
- Да. Но поскольку я тогда еще работал, причем в Асбесте, то он был записан
без моего участия: на бас-гитаре играл Саша Кузнецов. А уж после записи,
когда надо было альбом презентовать, - это было 20 февраля 1988 года, - мы
собрались вчетвером: Вадик, Саша Козлов, я и первый барабанщик наш Петя Май.
С тех пор и не разлучаемся - трое, по крайней мере.
- Как вы пишете песни с Вадиком?
- Все по-разному получается. Иногда мы с Вадиком пишем, иногда он или я с
Сашей, или все втроем, или каждый по отдельности. Процесс проистекает
абсолютно непредсказуемо, проанализировать его невозможно.
- Как-то влияет на тебя то, что вы с Вадиком братья?
- Да нет, не особенно. Мы в музыке все трое немножко разными путями идем.
На сочетании всего этого и получается то, что называется "Агата Кристи".
- Ты на чем-нибудь еще играешь, кроме бас-гитары?
- На гитаре, на пианино - на всем дилетантски - так же, как и на бас-гитаре.
Потому что ни на чем конкретно не учился, разве что на бас-гитаре год в
"Чайнике". Полгода проучился, полгода дурака провалял, правильно, что
выгнали. Тогда как раз начались концерты, поездки - невозможно стало и там и
сям. Надо было либо учиться, либо музыкой заниматься.
- Почему именно такая тема освещена в твоем альбоме
"Маленький фриц"?
- А я никогда не пытался догадываться об этом. Просто родилась песня
однажды - "Партизаны взрывают мосты" - и как-то вне моего контроля пошли
песни. Почему-то именно о Великой Отечественной войне и почему-то все время
от лица, так сказать, противоборствующей группировки. Но я не задавался
такой целью: вот сейчас запишу антивоенный альбом, с позиции Маленького
фрица, потом еще проанализирую, как он там связан с Маленьким Принцем или
еще с кем-то. То есть я не хочу сказать, что все это с неба взято, так, на
халяву наиграно ради чего-то. Может быть, это где-то внутри и сидело, но
объяснить словами - по крайней мере, во время записи альбома, - я еще не
мог.
- Как ты сам относишься к своему альбому?
- Много критических замечаний выслушал в его адрес - от разных людей, в
основном от музыкантов. Несколько раз я сталкивался с тем, что начинающие и
записавшие свой первый альбом люди обычно при этом еще объясняют: там не
было того-то, там как-то не получилось, да времени было мало, но ты пойми,
что в принципе все хорошо. Нет, я никоим образом не пытаюсь оправдать
какие-то там технические огрехи или еще что-то, но тем не менее я считаю,
что этот альбом - готовый, а не лабораторный опыт. Таким, какой он сейчас
есть, я его принимаю, полностью считаю себя за него в ответе.
- Каково твое отношение к благотворительной деятельности - западных групп и
наших?
- Я считаю, что если деньги есть, так почему же не отдать излишки, тем
более на благородные цели? Другое дело, когда перед тобой что-то важное -
твое личное, которое, ты считаешь, требует больше средств. Ну вот, например,
альбом мой. Какие-то деньги я на него, допустим, скоплю. И встану перед
дилеммой: или меня пригласят играть куда-нибудь, или мне записать альбом. Я
сейчас не знаю, что я выберу, наверное, все-таки альбом запишу.
- А процесс накопления денег длителен?
- Никогда не пробовал, не получалось. Надо спросить у сведущих людей.
- Когда во Францию поедете?
- В июле. Если поедем.
- Есть какие-то сомнения?
- В нашей стране нельзя ничего точно сказать. С их стороны никаких
препятствий нет, с нашей, лично, тоже.
- Как проходил конкурс "OPEN DU ROCK", в котором вы участвовали?
- Сначала были прослушаны примерно 300 молодых европейских команд, из них
выбрали сорок, которые в течение лета-осени прошлого года выступали во
Франции. В финал вышли три группы, которые и будут оспаривать первое место.
И мы в том числе.
- А какой тебе больше всех фестиваль запомнился - из тех, в которых ты
участвовал?
- Третий фестиваль Свердловского рок-клуба: ночью разбуди - я отвечу то же
самое.
- Потому что в первый раз принимал участие в такого рода действе?
- Может, поэтому, может, потому, что здорово выступили - для меня, по
крайней мере.
- А, например, "Ступень к Парнасу", где вы стали дипломантами?
- Да никак не запомнился. Разве только тем, что по телевизору стали
показывать, да и то некоторое время.
- Как ты думаешь, в чем секрет успеха вашего коллектива?
- Может, потому, что "музыка на широкий круг зрителей". Как я обзываю, это
музыка для серости, о серости и исполняемая еще серостями.
- Почему???
- Концепция группы - года с 88-го по "Декаданс" - более-менее явно это
выражала. Ярче всего это выразилось именно в этом альбоме. Некоторые
считают, что "Декаданс" - это шаг вперед. Я думаю, что "Декаданс" - это
подведение итогов всей идеи группы. Альбом сделан в прежнем характере,
может, просто откровеннее чуть-чуть. Люди, к которым он обращен, это люди
уже без всяких признаков каких-либо сильных эмоций. Подразумевается, что
тот, кто для них поет, также их лишен сам. И происходит игра: мы как бы
говорим слушателю: давай я тебя попугаю? Он отвечает: ну давай... Давай я
тебя повеселю? - Ну давай. Давай попляшем? - Ну давай. Что-то такое
постоянно происходит и все это как-то идет поверхностно, слегка.
- А в первом альбоме разве было не так?
- С первого альбома все это и шло. То есть это не значит, что я ругаю нашу
музыку: просто носит она такой характер, и все. Именно поэтому многим не
нравилась "преувеличенная импозантность" музыки, "гротеск", роскошь
какая-то, которая особенно в "Коварстве и любви" была - в варианте на
пластинке. Для таких людей нужно каждый раз, неверное, после песни улыбаться
и говорить: это мы пошутили, это мы обличаем того-то.
Мы восстанавливали в песнях внутренний мир нормального среднего
современного человека - не имеет значения, советского или не советского:
люди везде одинаковы. С его пустотой, с его неспособностью ни к любви, ни к
ненависти, ни к настоящему страху, ни к свободе, ни к еще чему-то. Мы делали
такую музыку сознательно, но это не значит, что мы шли на конъюнктуру.
Просто как-то так рождалось.
- Не отразилось ли в названии "Декаданс" нынешнее состояние коллектива?
- Пожалуй, только в том смысле, что непонятно, какая музыка будет дальше,
после этого альбома. Хотя, может, рано об этом думать, надо отдохнуть после
"Декаданса".
- Значит, "Агата Кристи" сейчас ничего не записывает?
- Пока ничего. Вадик занимается сольным проектом, я тоже своим вторым
альбомом. Если он получится летом или осенью, я буду очень рад.
- Ты еще не можешь сказать, какова его концепция?
- Понятия не имею. Его концепция, очевидно, - отсутствие таковой. Я не
пытаюсь думать, как-то связывать песни между собой. Считаю, что единственная
концепция моих песен - это я. Если песни написаны одним и тем же человеком,
они какой-то оттенок личностный несут. Это подход не новый, есть люди,
которые себе на нем имя сделали. Василий Васильевич Розанов, например. Все
его книжки состоят из отрывочных фраз, афоризмов, наблюдений: писал все, что
приходило в голову. Этим и запомнился.
- Твоя собственная творческая работа не мешает "Агате Кристи"?
- Нет, если раньше это еще могло помешать, то сейчас у большинства
рок-групп, насколько я знаю, времени свободного навалом. Поэтому и нам никак
не мешает.
- У тебя много свободного времени?
- Ну да... Может, даже слишком.
- Чем ты занимаешься?
- Книжки читаю, песни пою... Забот хватает. Живу с бабушкой, обихаживаю ее,
опекаю. Голова же всегда чем-нибудь забита. Я не чувствую, что тунеядствую -
ощущаю себя так, что веду тот образ жизни, для которого, собственно, и
рожден.
"На Смену!"
15 июня 1991 г.
Теплым летним вечером беседовали Г.Самойлов и Ю.Агарева.