АГАТА КРИСТИ - МУЗЫКА ДЛЯ УШЕЙ
1989 год.
Международный музыкальный
телефестиваль "Ступень к Парнасу"
открывает слушателям много новых и
интересных имен. Среди прочих -
свердловская рок-группа "Агата Кристи",
которая становится очередным, вслед за
"Наутилусом Помпилиусом" и "ДДТ",
откровением с периферии. С тех пор
прошло уже больше пяти лет. "Агата
Кристи" и сегодня "на коне".
Этапы большого
пути
Глеб Самойлов,
гитарист, бас-гитарист, певец,
композитор и автор текстов "Агаты": - Каждый из нас
прошел через музыкальный ансамбль одной
и той же школы. Я учился младше и играл на
тех же инструментах и в том же помещении,
что и Саша Козлов и мой брат Вадик,
только на шесть лет позже. Как рано это
началось? Где-то класса с седьмого.
Четвертый человек - барабанщик Андрей
Котов - присоединился к нам в 1990 году.
Дата образования группы - 20 февраля 1988
года, день, когда мы дали свой первый
сольный концерт в Свердловске для
студенческой аудитории. То, что тогда
звучало, вошло в магнитофонный альбом
"Второй фронт".
Таким образом, в
течении так называемого "свердловского
рока", известного тогда музыкально
настроенному населению в основном по
песням "Наутилуса Помпилиуса" и в
меньшей степени благодаря творчеству
групп "ЧайФ" или "Урфин Джюс",
стало на одну музыкальную единицу
больше.
Саша Козлов,
клавишник, композитор и автор текстов: - Я никогда не
поддерживал понятие "свердловский
рок". Просто было много хороших групп,
которые в определенный момент собрались
в Свердловске. Почему некоторые считают,
что можно выделить такое направление?
Потому что практически во всех составах,
которые были - "Наутилус", "Настя",
даже "ЧайФ" в начальный период его
существования, - играли одни и те же люди.
Порой на фестивалях бывало так: менялись
только лидеры и, может быть, инструменты,
а музыканты на сцене так и оставались.
В 1989 году
легендарная отечественная фирма
грамзаписи "Мелодия" выпустила
дебютную пластинку "Агаты" под
названием "Коварство и любовь".
Стилистически это была смесь
элегантного симфо-рока и наигранно
вульгарной, ожесточенной попсы. Ей
предшествовала очень "непричесанная"
магнитофонная версия, которая была
затем переработана, половина песен
исчезла, а в одном из явных хитов диска
"Праздник семьи" был даже иной
текст. Почему? Музыканты об'яснили это
изменившимся за истекшие полгода и
ставшим более глубоким и осмысленным
взглядом на вещи. Тогда же пришел и успех
на фестивале "Ступень к Парнасу".
Саша: - Мы заняли
первое место на первом отборочном туре в
мае 1989 года, оставив позади Азизу,
Татьяну Марценковскую, многих других
"звезд" того времени, и вышли в
финал, который случился спустя полтора
года. Ситуация в нашей музыке успела за
этот срок сильно измениться. Я не говорю,
что в финале все было куплено, но элемент
договоренности все же существовал. Так
что победили те, кому надо было победить: Игорь Тальков, Ирина Отиева.
Единственное исключение здесь - это Андрей Мисин.
Следующий альбом
назывался "Декаданс" и вышел в 1991
году. Он оказался сложным с музыкальной
точки зрения, порой в музыке звучали
интонации психоделии. С простейшими
песенными формами было покончено, но
вместе с этим делись куда-то и большие
толпы поклонников. Наверное, тут и
начался кризис.
Саша: -
Творческого кризиса как раз не было. "Творческий
кризис" - это не про нас. Хотя внешне
альбом не столь ярок и выигрышен, как
первый, и слушается тяжелее, что многих
"ломало", но слово "провал",
например, к нему не подходит. Просто мы
были несколько наивны и, честно говоря,
прозевали тот момент, когда в музыку
пришли рыночные отношения. Вот возьмем
наш третий диск - "Позорная звезда".
Его мы записали в середине 1992 года, но
долгое время он был знаком лишь близким
друзьям. Однако как только наладились
отношения со спонсорами и мы получили
весомую экономическую поддержку,
удалось его "раскрутить".
С "Позорной
звезды" как будто бы начался новый
отсчет. Восстановив исчезнувшую было
"попсовитость", у группы об'ективно
появилось больше шансов завоевать
всенародную любовь чем с музыкой
периода "Декаданса", пусть даже и об'ясняется
ими теперь этот прорыв одними только
вложенными в них деньгами. "Как на
войне" - чем не подходит для
репертуара какой-нибудь "звезды"
нашей полуресторанной эстрады? Так что
глупо отрицать следование своего рода
кон'юнктуре сегодняшнего музыкального
рынка.
Саша: - Все ждут
красивой истории о том, что песни
рождаются от боли или от радости, но в
реальности это не так. Песни рождаются
от необходимости. Я знаю, что нужны новые
песни, и поэтому сажусь за инструмент.
Что касается общего настроения,
звучания альбома, то оно всегда
появляется уже после того, как весь
материал написан. Вот мы написали альбом
и подумали: "Как он будет звучать?"
Существуют совершенно четкие критерии
на звук, которые меняются где-то раз в
год. И я знаю, что такой-то рабочий
инструмент, такие-то аналоговые звуки
должны быть, так как это сейчас модно.
Музыка "Агаты
Кристи": опиум для никого?
Выпущенный пару
недель назад новый альбом "Опиум",
по словам Саши, еще моднее, чем
предыдущий. В нем есть даже полтора
технономера, мало чем проигрывающие
музыке-морзянке авторства бельгийской
группы 2 Unlimited, и типичные дискотечные
песенки. Однако...
Вадик Самойлов,
гитарист, певец, композитор и автор
текстов группы: - Есть такая
музыка, которая нам всем нравится: те же The
Cure или Erasure, - но в остальном каждому
что-то нравится больше, а что-то - меньше,
и это проецируется на то, что мы пишем.
Саша любит поп-музыку, сейчас для него
номер один - певица Whigfield, Глеб -
независимую, альтернативную: Residents,
например, - а я занимаю между ними
промежуточную позицию: мне нравится
профессиональная, "музыкантская"
музыка.
Саша: - Я убежден,
наша музыка разная, потому что мы все-таки
любим разное, и поэтому она универсальна.
Под нее можно спокойно ехать на машине и
создавать себе определенное шоферское
настроение, можно слушать ее дома на
небольшой громкости, можно приходить на
концерты и танцевать. То есть если
исходить из вашей классификации, то "Агата
Кристи" - это, конечно же, и музыка для
ушей, и музыка для ног - мы не стесняемся
этого, - и музыка для сердца, хотя ни в
коем случае не музыка для головы.
"Опиум"
составлен из совсем разных
стилистически оформленных кусков, но
почему-то кажется единым целым. Так
бывает нечасто, и если вдруг кому-то
удается увязать существующее в
музыкальной природе многообразие в один
крепкий узел, избегнув лишней
эклектичности, то налицо -
неординарность творца. Один из редких
примеров - легендарные
Queen. "Опиум"
сделан с претензией на подобное.
Вадик: -
Концептуальность "Агаты Кристи",
может быть, и не выражена в каких-то
крупных формах, на уровне текстов, но в
духовной сфере она есть. Наша музыка -
это личностная музыка. Основную массу
песен пишет Глеб, его собственное "Я"
в них проявляется, и мы во многом
совпадаем во взглядах. А личностное
начало - это всегда концепция. Когда мы пишем
песни, мы ориентируемся в первую очередь
на свои собственные ощущения. Большая
доля везения в том, что многим песни наши
нравятся.
Типичное для
общественности представление об образе
жизни музыкантов, неразрывно связанном
с употреблением разных наркотиков,
могло бы еще больше укрепиться в связи с
тем, что пластинка названа "Опиум".
Но "Агата Кристи" имела в виду
музыку - "опиум для никого".
Глеб: -
Использование средств по изменению
сознания не является необходимым
условием для сочинения песни, по крайней
мере в нашем коллективе. И вообще, вопрос
об использовании или неиспользовании, я
считаю, нужно снять.
Всенародная
любовь
Почему таким
громадным и всеоб'емлющим был успех Queen
или
The
Beatles? Они органично переплели
почти диаметрально противоположные
подходы к популярной музыке и буквально
заставили разную по вкусам аудиторию об'единиться
под флагом почитания их творчества. Еще
немножко, и об "Агате Кристи",
кажется, можно будет сказать то же самое.
Саша: - Наша
музыка, как ни странно, очень нравится
детям. Зрелые, даже пожилые люди любят
"Агату Кристи" периода "Коварства
и любви": там все чисто, вылизано и
академично. А основной контингент - это
студенты. Недавно мы были в Санкт-Петербурге
на гастролях, и там нам показали
студенческий хит-парад. "Агата Кристи"
была названа питерскими студентами "группой
года", "Как на войне" - "песней
года", а Глеб в первой тройке как "поэт-песенник".
Вдобавок ко
всему "Агата Кристи" обрела (и до
сих пор все еще обретает) настоящую
популярность тогда, когда из одних уст в
другие кочует мнение о критической
ситуации в нашей музыке.
Саша: - Для музыки
никогда не было критических периодов.
Музыка как воплощение тех образов, через
которые она достигает своего слушателя,
- вот этот мостик сейчас для кого-то
потерян, для кого-то просто невозможен к
построению. Не музыка переживает кризис,
а исполнители. С другой стороны, я знаю
очень много талантливых людей,
неизвестных никому, но которые при
наличии хорошей экономической базы
могли бы стать весьма популярными. Нам в
этом смысле повезло с тем, что мы нашли
спонсоров. Они дали нам возможность
реализовать нашу музыку в об'емах,
требуемых для нормального шоу-бизнеса.
Мы стараемся работать теперь по