ГЛЕБ САМОЙЛОВ. "МАЛЕНЬКИЙ ФРИЦ", 1990 г.
Когда
доброго наивного героя
Экзюпери
мобилизует
третий Рейх, и безжалостная
национал-социалистическая идея, не без
участия фантазии Глеба Самойлова,
бросает его в пекло мирового пожара, он
превращается в маленького Фрица. То, что
по нему стреляют партизаны, с неба
угрожает Покрышкин ("а это значит -
алес капут") и "его" вечность
сгорит на огне", в философском плане
значит не меньше, чем страдания Вертера
или повороты человеческих судеб в
романах
Ирвина Шоу и
Ремарка. Маленький
Фриц все так же неустанно ищет истину,
как искал ее будучи Маленьким Принцем.
Смысл лежит гораздо глубже уровня,
устанавливаемого самой едкой иронией и
самым злым стебом. В тех глубинах
царствует Ницше и экзистенциализм с
определенной, конечно, поправкой на
природу и экономику Урала.
Впрочем, все гораздо веселее и
живее, чем аскетизм философских проблем.
Альбом переполнен абсурдным гротеском,
юмористическими иллюзиями и
неожиданными контрастами. Поэтому "Последний
подвиг Евы Браун", не нашедший
отражения в к/ф "Освобождение", в
варианте Глеба навевает воспоминания о
шедевре русского застолья - "Ромашки
спрятались". Поэтому песня об
обреченном на бесславный конец, сбитом
немецком летчике стилизована под
грустную мелодию Стинга, усиливающую
драматический эффект.
В отличие от первого сольного
альбома
Маккартни, записанного 20 лет
назад, работа Глеба лишена каких бы то ни
было исполнительских огрехов, хотя все
партии, как и Пол, он исполнил лично в
перерывах работы "Агаты Кристи" над
"Декадансом". Защищая честь
Маккартни, нужно отметить, что Пол в те
годы не обладал набором сенквенсорно-компьютерной
техники, имевшейся в распоряжении Глеба.
Но сей факт нисколько не умоляет
достижений последнего.
Используя до предела возможности
электронных клавиш, он получил вполне
оригинальный продукт, мелодический
диапазон которого простирается от
вагнеровских высот и психоэлектроники
"Yello" до утонченности Стинга и
вальсов композитора
А. Петрова.
Так или иначе альбом получился
очень симпатичным, достойным памяти
фройндшафта Зигфрида и Садко. Есть
опасность, что ревнители нашей
нравственности увидят в "Маленьком
фрице" апологию нацизма, как, скажем,
увидели они ее в печально известной
кинокартине "Площадь Сан-Бабила, 20
часов". Тем, кто не понимает юмора, я
напоминаю детскую считалку, аполитичную
и деидеологизированную: "Два
маленьких фашиста сидели на суку..."
Неплохой эпиграф для этого альбома.
А.Коршун, "Рок-хроника" (Приложение к газете "На Смену!") №3 1991 г.