ВОСХОЖДЕНИЕ "АГАТЫ"
У этой группы интересная, а местами
даже забавная история, особенно если
судить по прессе.
"Смотр
самодеятельности завершился шумным
падением колонки в зал и не менее шумным
выступлением рок-группы, игравшей
низкопробный тяжелый рок". ("За
индустриальные кадры", многотиражная
газета Уральского политехнического
института, 1984 год).
"Что касается
свердловской "Агаты Кристи", то это
совсем неинтересное продолжение
традиций "Нау". (читатель А.Козлов,
"На смену!", свердловская
молодежная газета, 1988 год). "Эту группу
вы не знаете, она выступала лишь в
нескольких московских клубах. А вот с
записями ребятам повезло: на фирме "Мелодия"
выпущено четыре их пластинки...
Признаюсь, музыка группы мне
понравилась с первой же пластинки".
("Вечерний Фрунзе", 1988 год)
Над последним
сообщением ребята из "Агаты Кристи"
и все, кто имеет представление о работе
группы, изрядно повеселились: к моменту
их гастролей во Фрунзе в Москве они еще и
не бывали, а о пластинке (хотя бы одной)
нет речи до сих пор. Это было недавно. Я
думаю, сегодня пришла пора
познакомиться с "АК" поближе. Итак,
"Агата Кристи", Свердловский рок-клуб.
Само существование
и успех группы отражает ситуацию в рок-музыке
нового поколения. В одной из песен
БГ
есть слова: "Где та молодая шпана, что
сотрет нас с лица земли?.." Что
касается "сотрет" - это вряд ли... То,
что она не "где-то", а уже пришла -
состоявшийся факт.
Группы третьего
поколения свердловского рока - не по
году образования, а по времени
проявления себя как творческой единицы,
- сегодня решительно претендуют на
лидерство. (Речь идет прежде всего об "Агате
Кристи", "Апрельском марше" и "Отражении").
Музыканты этого поколения выросли на
несравненно большем объеме рок-информации,
чем предыдущие, и находятся под
традиционным для Свердловска влиянием
арт-рока, хотя основным средством
самовыражения для них стал стиль "нью
вэйв" разных видов. "Нью вэйв"
оказался ближе, чем хард или панк уже по
сходности его речитативного характера
русскому традиционному мелодизму - как
речевому, так и музыкальному.
У рок-групп нового
поколения тексты стали равноправным с
музыкой составляющим рок-композиций,
если не определяющим. "Смех сквозь
слезы" - наиболее характерная и
национальная черта эстетики наших "волновиков"
с ее пародийностью и странным для
непосвященных абсурдистским юмором. "Перворокеры"
стремились разрешить проблемы никак не
меньше глобальных, общемировых. Наших
героев больше занимают реальные бытовые
проблемы, когда символами становятся
вполне осязаемые коридоры коммуналок и
заплеванные подъезды... Это так, словно
бы вдруг на смену опьянению внезапной
свободой пришла пора трезвых
размышлений: а что с этой свободой
дальше делать?..
Если конкретно об
"Агате Кристи", то история ее
началась в конце 70-х в школе №1 города
Асбеста, где учились Вадик Самойлов,
Саша Козлов и Петя Май. Мысль о группе и
робкие попытки ее воплощения имели
место уже тогда, но судьба разбросала
трех энтузиастов рока по разным вузам
Свердловска.
Новый этап
творчества начался в 1984 году, когда
Вадиму и Петру стали узки рамки
стройотрядной и факультетской
самодеятельности. Группу назвали "ВИА
РТФ" (поскольку дело происходило на
радиофаке УПИ). Через три месяца
барабанщик уехал по распределению,
клавишника призвали в армию. Последним
приветом стал альбом "Если".
Осенние холода вдохнули жизнь в остатки
группы. Состав обновился. За клавиши
прочно встал бывший соученик, а ныне -
молодой сотрудник мединститута
Александр Козлов. Начал приглядываться
к бас-гитаре Глеб, младший брат Вадима
Самойлова.
Замахнулись еще на
один альбом - "Голос", как раз перед
открытием рок-клуба. Дебют группы -
декабрь 1986 года, сцена СРК, где они нашли
барабанщика Алика Потапкина (экс-"Флаг",
экс-"Наутилус"). Увы, появление
третьего альбома "Свет" омрачилось
уходом Потапкина в армию.
Что это была за
музыка - "Если", "Голос", "Свет"?
Там можно встретить все стили, особенно
густо замешаны хард, арт-рок и "нью
вэйв". Общим было одно: попытка
академизма, т.е. подхода к обработке
материала через переосмысление опыта
классики. Музыка неплохая, но не совсем
еще своя. "Второй фронт", записанный
в 1988 году, стал не просто сменой стиля, но
качественно новой работой, итогом
долголетних поисков.
К 20 февраля этого
года ребята выпустили маленькую памятку
для друзей и знакомых: нынешнему составу
исполнился год. Причины выбора названия
туманно замалчиваются - прямо как в
романах леди Агаты, - зато кредо группы
сформулировано четко: "Агата Кристи"
- ученики свердловской школы рок-музыки,
для которой характерен особенно
тщательный подход к музыкальной части.
Мы более динамичны и любим гротеск,
потому что мы - группа новой волны
свердловского рока, и у нас есть свой
взгляд на рок-музыку вообще, и
свердловскую - в частности". Да, у
ребят есть не только свой взгляд на
музыку, более того - своя музыка,
несмотря на то, что после первых
выступлений в СРК кое-кто не слишком
точно, но прилипчиво окрестил "Агату"
маленьким "Нау".
Возможно, это шло от
того, что по мелодизму ("гитарный "харт-вэйв",
где "харт" получилось от сплава
харт- и арт-рока) "Агата Кристи" как
никакая другая группа клуба была близка
к "НП". Сходство, впрочем, весьма
приблизительное.
Если "НП