БОЛИТ ЛИ ГОЛОВА У НИКОЛАЯ ГРАХОВА?
Не прошло и трех лет с момента
официального признания рок-музыки, как
весьма популярный сегодня поэт
Александр Еременко провозгласил на
страницах Огонька:
Я
голосую за свободы клок.
За
долгий путь из вымершего леса,
За
этот стих простой, как без эфеса,
Куда хочу,
направленный клинок.
За безусловный
двигатель прогресса,
За мир и дружбу, за
свердловский рок!
Все, наконец, стало
на свои места. Год назад столица
русского рока окончательно
перекочевала из Ленинграда в Свердловск,
и над нашей Северной Пальмирой взошел
звездой Свердловский рок... Не помогли ни
Асса пресловутая, ни Взломщик, ни доктор
Кинчев, ни перегоревший уже Телевизор,
ни респектабельные стингреевские Цой с
Каспаряном, ни САМ американизированный,
англоязычный, но неотразимый Б. Г.
На протяжении всех
трех фестивальных дней в столице Урала я
никак не мог выйти из обалдело-шокового
состояния: наблюдая вот уже года полтора
полупустые залы на рок-концертах, я
присутствовал на уникальном явлении -
свердловский Дворец молодежи не мог вме
стить всех желающих, лишние билеты
спрашивали за несколько кварталов... В
зале было не протолкнуться: в проходах и
у сцены - толпы слушателей. Какой-то
бесконечный сладкий сон наяву.
Лишь только
неизменный Саша Калужский возвестил об
открытии фестиваля, на сцену вышел
Апрельский марш с новой программой.
Сюрреалистичные сентенции текстовика
группы Жени Кормильцева, органично
вписывающийся в стилистику саксофон
Миши Симакова и стильн ая драм-машина
Игоря Гришенкова сделали свое дело - зал
завелся...
Чай-Ф поднял зал на
дыбы! Отчаяние - так я определил бы ту
силу, которая двигала В.Шахриным и его
единомышленниками, отчаяние и боль за
множество мертвых душ молодых
слушателей, торчащих от ласковомайской
попсы. Такого Шахрина я не видел ни разу -
взбухшее от невероятного напряжения
горло, сильный и чистый голос, готовый
сорваться в любую секунду, и великая
вера в рок-н-ролл... Порадовали гитарные
партии Володи Бегунова -
профессиональные и зверски заводные.
Чайфы съездили в Пльзень, имели успе х и
поменяли состав - ушли И.Злобин (барабаны)
и П.Устюгов (гитара). Да и сам В.Шахрин,
разменявший недавно четвертый десяток -
становится философичнее и мудрее.
Не оставила зал
равнодушным панк-фолк-группа Водопады.
Ее поэт С.Лукашин вышел с поздравлением -
песней-посвящением рок-клубу - поистине
юмор его неисчерпаем... Сами же Водопады
оттягивались на сцене на татарских
наигрышах и веселили народ в зале. Если
так пойдет дальше, то Водопады могут
стать апологетами российской рок-сатиры,
направления пока не очень развитого в
рок-культуре.
Рок-бард Александр
Холкин на широкой аудитории выступает
лишь с весны 1989 года. Мир его - фолковая
баллада, с болью, надрывом, изломом.
Слушал Холкина, закрыв глаза - передо
мной, как живой, Саша Башлачев, будто он
поет. Вторичность? Последствия влияния
рок-личности на начинающего барда? Но
Саша Холкин мне признался, что почти не
знает поэзии Башлачева... В песнях же -
только гитарный ритм, музыки никакой,
зато не тексты, но СТИХИ. Поверьте,
послушайте - очень хорошие стихи. И
весьма непростые для воспр иятия.
Проект Александра
Пантыкина - так теперь называется
окончательно умерший Урфин Джюс.
Клавишные партии дедушки свердловского
рока безукоризненны и
сверхпрофессиональны - это уровень
лучших западных рок-исполнителей.
Выражаю надежду многих, что П.А.П.
покажет себя не только в Москве...
Группа Настя на
недавних московских концертах Рок
чистой воды понравилась, хотя зал Дружбы
был не полон (но это, мне кажется,
издержки безобразно поставленной
рекламы - притчи во языцех всего
российского менеджмента). Наиболее
запомнилась давняя вещь Белые волки. А
на памяти - уникальная запись:
шестилетняя Аня Бутусова, дочка Славы,
своим тоненьким детским голоском поет
Белых волков так неосознанно мудро, что
убеждаешься - дети суть мудрецы, которых
порой не дано постичь нам, взрослым,
помеч енным годами и жизнью, неизбежной
сутолокой и бытовой приземленностью...
Но вот на сцене один
из безусловных лидеров русского рока -
Агата Кристи. Зал в восторге! Многие
подпевают - ведь песни Агаты после
активной рекламы у всех на слуху... На сей
раз я с особенным вниманием
всматривался в А.К. и убедился, что бас-гитар
ист Глеб Самойлов, брат лидера Агаты,
становится все более ярким рок-исполнителем,
все более не похожим на Вадима Самойлова.
И вот какая мысль пробежала холодком по
спине: второй лидер рано или поздно
придет к первенству. Это закон искусства,
выход есть здесь уход - от себя ли, от
группы... Выступления Агаты в
Великобритании нынешним ноябрем должны
подвести определенные итоги, - наступит
время собирать камни и ставить точки над
i...
Группа Алексея
Могилевского Ассоциация. Бывший
саксофонист и клавишникН.П. А.Могилевский
еще в пору творчества в Наутилусе был
альтернативен В.Бутусову, подспудно
выбивался из общего ряда музыкантов.
Сейчас псевдопопсовая музыка
переплелась с филос офскими,
неожиданными стихами (не текстами!)
лидера. Всякое сравнение хромает. Но я в
лице А.Могилевского видел на сцене... рок-Хармса.
Своим искусством он опережает время,
ничего общего не имея, однако, с рок-авангардом.
Приземленность его возвышена, а
витийность упрощена... Дайте ИМ понятных
песен! - прорекал два года назад Кабинет
и оказался в этом вещим...
Неожиданно, под
закрытие фестиваля, потрясла всех
группа под названием Доктор Фауст,
детище талантливого джазового пианиста
Миши Агрэ (он уже выпустил на Мелодии
пластинку). Классный джаз-рок держал в
напряжении зал целых полчаса:
неожиданный и очень приятный сюрприз.
Были и гости -
челябинская панк-группа Новый
Художественный Ансамбль с
сюрреалистическим рок-спектаклем и
приехавшая из ФРГ группа Фан Фан Кризис
с безукоризненным саундом.
Со съемок на
Ленфильме на фестиваль приехали Слава
Бутусов с Димой Умецким. Отцы Наутилуса
пока НЕ ДАЮТ интервью принципиально, и в
этом они правы, ибо СЛОВО должно
следовать за ДЕЛОМ...
Так что же сегодня -
свердловский рок, последний оплот рока
российского? Не однажды беседовал я в
эти фестивальные дни с президентом
свердловского рок-клуба Н.Граховым.
Сложный период наступил во всей
отечественной рок-культуре, да только
болит голова у Грахова по своему,
родному, свердловскому року: год, два,
три - и не станет ли его рок-клуб на один
уровень, скажем, с новосибирским или
рижским, варящимися пока в собственном
соку? Ох, как не хочется быть мне волхвом
в этом прогнозе. И если бы я один дав ал
сии прогнозы...
Долгая история - делать рок-н-ролл...
Музыканты и рок-критики сегодня с
тревогой смотрят в залы, пытаясь
заглянуть в истерзанные стрессами души
зрителей.
Болит голова у Грахова!
Андрей Горбатов, Российская музыкальная газета, №11, ноябрь, 1989 г.