Сайт приносит доход!
Узнайте как заработать на своем сайте...

БОЛИТ ЛИ ГОЛОВА У НИКОЛАЯ ГРАХОВА?



Не прошло и трех лет с момента официального признания рок-музыки, как весьма популярный сегодня поэт Александр Еременко провозгласил на страницах Огонька:
      Я голосую за свободы клок.
      За долгий путь из вымершего леса,
      За этот стих простой, как без эфеса,
      Куда хочу, направленный клинок.
      За безусловный двигатель прогресса,
      За мир и дружбу, за свердловский рок!
      Все, наконец, стало на свои места. Год назад столица русского рока окончательно перекочевала из Ленинграда в Свердловск, и над нашей Северной Пальмирой взошел звездой Свердловский рок... Не помогли ни Асса пресловутая, ни Взломщик, ни доктор Кинчев, ни перегоревший уже Телевизор, ни респектабельные стингреевские Цой с Каспаряном, ни САМ американизированный, англоязычный, но неотразимый Б. Г.
      На протяжении всех трех фестивальных дней в столице Урала я никак не мог выйти из обалдело-шокового состояния: наблюдая вот уже года полтора полупустые залы на рок-концертах, я присутствовал на уникальном явлении - свердловский Дворец молодежи не мог вме стить всех желающих, лишние билеты спрашивали за несколько кварталов... В зале было не протолкнуться: в проходах и у сцены - толпы слушателей. Какой-то бесконечный сладкий сон наяву.
      Лишь только неизменный Саша Калужский возвестил об открытии фестиваля, на сцену вышел Апрельский марш с новой программой. Сюрреалистичные сентенции текстовика группы Жени Кормильцева, органично вписывающийся в стилистику саксофон Миши Симакова и стильн ая драм-машина Игоря Гришенкова сделали свое дело - зал завелся...
      Чай-Ф поднял зал на дыбы! Отчаяние - так я определил бы ту силу, которая двигала В.Шахриным и его единомышленниками, отчаяние и боль за множество мертвых душ молодых слушателей, торчащих от ласковомайской попсы. Такого Шахрина я не видел ни разу - взбухшее от невероятного напряжения горло, сильный и чистый голос, готовый сорваться в любую секунду, и великая вера в рок-н-ролл... Порадовали гитарные партии Володи Бегунова - профессиональные и зверски заводные. Чайфы съездили в Пльзень, имели успе х и поменяли состав - ушли И.Злобин (барабаны) и П.Устюгов (гитара). Да и сам В.Шахрин, разменявший недавно четвертый десяток - становится философичнее и мудрее.
      Не оставила зал равнодушным панк-фолк-группа Водопады. Ее поэт С.Лукашин вышел с поздравлением - песней-посвящением рок-клубу - поистине юмор его неисчерпаем... Сами же Водопады оттягивались на сцене на татарских наигрышах и веселили народ в зале. Если так пойдет дальше, то Водопады могут стать апологетами российской рок-сатиры, направления пока не очень развитого в рок-культуре.
      Рок-бард Александр Холкин на широкой аудитории выступает лишь с весны 1989 года. Мир его - фолковая баллада, с болью, надрывом, изломом. Слушал Холкина, закрыв глаза - передо мной, как живой, Саша Башлачев, будто он поет. Вторичность? Последствия влияния рок-личности на начинающего барда? Но Саша Холкин мне признался, что почти не знает поэзии Башлачева... В песнях же - только гитарный ритм, музыки никакой, зато не тексты, но СТИХИ. Поверьте, послушайте - очень хорошие стихи. И весьма непростые для воспр иятия.
      Проект Александра Пантыкина - так теперь называется окончательно умерший Урфин Джюс. Клавишные партии дедушки свердловского рока безукоризненны и сверхпрофессиональны - это уровень лучших западных рок-исполнителей. Выражаю надежду многих, что П.А.П. покажет себя не только в Москве...
      Группа Настя на недавних московских концертах Рок чистой воды понравилась, хотя зал Дружбы был не полон (но это, мне кажется, издержки безобразно поставленной рекламы - притчи во языцех всего российского менеджмента). Наиболее запомнилась давняя вещь Белые волки. А на памяти - уникальная запись: шестилетняя Аня Бутусова, дочка Славы, своим тоненьким детским голоском поет Белых волков так неосознанно мудро, что убеждаешься - дети суть мудрецы, которых порой не дано постичь нам, взрослым, помеч енным годами и жизнью, неизбежной сутолокой и бытовой приземленностью...
      Но вот на сцене один из безусловных лидеров русского рока - Агата Кристи. Зал в восторге! Многие подпевают - ведь песни Агаты после активной рекламы у всех на слуху... На сей раз я с особенным вниманием всматривался в А.К. и убедился, что бас-гитар ист Глеб Самойлов, брат лидера Агаты, становится все более ярким рок-исполнителем, все более не похожим на Вадима Самойлова. И вот какая мысль пробежала холодком по спине: второй лидер рано или поздно придет к первенству. Это закон искусства, выход есть здесь уход - от себя ли, от группы... Выступления Агаты в Великобритании нынешним ноябрем должны подвести определенные итоги, - наступит время собирать камни и ставить точки над i...
      Группа Алексея Могилевского Ассоциация. Бывший саксофонист и клавишникН.П. А.Могилевский еще в пору творчества в Наутилусе был альтернативен В.Бутусову, подспудно выбивался из общего ряда музыкантов. Сейчас псевдопопсовая музыка переплелась с филос офскими, неожиданными стихами (не текстами!) лидера. Всякое сравнение хромает. Но я в лице А.Могилевского видел на сцене... рок-Хармса. Своим искусством он опережает время, ничего общего не имея, однако, с рок-авангардом. Приземленность его возвышена, а витийность упрощена... Дайте ИМ понятных песен! - прорекал два года назад Кабинет и оказался в этом вещим...
      Неожиданно, под закрытие фестиваля, потрясла всех группа под названием Доктор Фауст, детище талантливого джазового пианиста Миши Агрэ (он уже выпустил на Мелодии пластинку). Классный джаз-рок держал в напряжении зал целых полчаса: неожиданный и очень приятный сюрприз.
      Были и гости - челябинская панк-группа Новый Художественный Ансамбль с сюрреалистическим рок-спектаклем и приехавшая из ФРГ группа Фан Фан Кризис с безукоризненным саундом.
      Со съемок на Ленфильме на фестиваль приехали Слава Бутусов с Димой Умецким. Отцы Наутилуса пока НЕ ДАЮТ интервью принципиально, и в этом они правы, ибо СЛОВО должно следовать за ДЕЛОМ...
      Так что же сегодня - свердловский рок, последний оплот рока российского? Не однажды беседовал я в эти фестивальные дни с президентом свердловского рок-клуба Н.Граховым. Сложный период наступил во всей отечественной рок-культуре, да только болит голова у Грахова по своему, родному, свердловскому року: год, два, три - и не станет ли его рок-клуб на один уровень, скажем, с новосибирским или рижским, варящимися пока в собственном соку? Ох, как не хочется быть мне волхвом в этом прогнозе. И если бы я один дав ал сии прогнозы...
 Долгая история - делать рок-н-ролл... Музыканты и рок-критики сегодня с тревогой смотрят в залы, пытаясь заглянуть в истерзанные стрессами души зрителей.
 Болит голова у Грахова!



Андрей Горбатов, Российская музыкальная газета, №11, ноябрь, 1989 г.

 


Вернуться к статьям
Hosted by uCoz