"АГАТА КРИСТИ": МЫ ВСЕГДА ЧУТОЧКУ ОПЕРЕЖАЛИ СВОЕ ВРЕМЯ
Что-то случилось в нашем Отечестве,
что-то явно где-то булькнуло, хрустнуло,
щелкнуло... А иначе как объяснить, что
второй раз за полгода к нам приезжает
суперпопулярная модная группа.
Приезжает не просто отработать концерт
на предложенной организаторами
аппаратуре, а привозит с собой комплект
света и звука, необходимый для "раскачки"
Дворца спорта. Как вы поняли, речь идет о
недавнем десанте на волжскую землю
екатеринбургской команды "Агата
Кристи".
Группы во многом
обманчивой - совсем не такой
легкомысленной, как кажется поначалу;
совсем не такой хмурой, как кажется при
поверхностном въезжании в материал;
совсем не такой простой, как кажется,
если воспринимать произнесенный текст
прямолинейно.... Во всем, буквально во
всем заложены кирпичики, требующие не
только шевеления извилинами, но
предполагающие некий уровень
начитанности, наслушанности. Происходит
любопытная вещь: чем больше слушаешь "Агату",
тем больше возникает вопросов - не
столько к музыкантам, сколько к самому
себе.
Безусловно,
пообщаться с братьями Самойловыми
хотелось в более спокойной, комфортной
обстановке, чем позволяла маленькая
грим-уборная за полтора часа до концерта.
Но - не все коту масленица. Итак,
мизансцена: на диванчике в уголке
расположился спокойный, рассудительный
Глеб, в центре - главный отвечающий -
только что вернувшийся со сцены (опробовал
аппарат) слегка взъерошенный,
раскрасневшийся Вадим, чуть поодаль,
выражая полное безразличие к
происходящему, вытянув ноги, возлежит
Александр Козлов. Жуткая жара. За спиной
гудит вентилятор, и люди из аппаратной
команды постоянно гремят холодильником,
доставая минеральную воду.
- Искупаться-то хоть удалось?
Вадим:
- Вчера в бассейне купались.
- А почему не в Волге?
В.:
- Мы не очень любим ходить по пляжам.
Вчера по набережной в Самаре
прогулялись - собралась толпа зевак,
давай пальцами тыкать...Кому это
понравится?
- Сегодня организация турне, даже по
России, дело страшно дорогостоящее. И
вряд ли слишком прибыльное. Однако вы
рискнули.
В.:
-
Рискнули, потому что надо приучать
публику к таким вещам, как хороший
концерт - с отличным звуком, светом,
нормальной организацией, рекламой. А то
ведь во многих городах охоту посещать
такие представления отбивают горе-организаторы,
которые сначала продают билеты. а потом
все отменяют. Сильна привычка к халяве.
- Раньше ничего подобного группе не
удавалось.
В.:
-
Мы до сих пор и не пытались
реализовать подобные проекты, не было
такой возможности.
- У вас так получается, что лишь через
полтора-два года после выхода альбома
начинается его активная раскрутка.
Почему?
В.:
- Инерция очень большая. В Москве все
происходит быстро, а вообще по России дело обстоит так, как ты сказал.
Глеб:
-Я не до конца согласен. Если речь
идет о "Позорной звезде", то
действительно, альбом появился в 93-м и
лишь в конце 94-го широко зазвучал. А "Опиум"-то
как раз раскручивается практически
одновременно с появлением.
- Выпустили для радио компакт-синглы,
затем кассета вышла. Но мне еще за три
месяца до официальной презентации
альбома приносили кассету с записью "Опиума",
сработанную на одной из студий.
Получается, что профессиональный подход
не стреляет?
В.: - На самом деле очень много пиратов,
просто-напросто ворующих чужую
интеллектуальную собственность. Но,
наверное, с ними должны бороться другие
структуры. А то, что мы идем
цивилизованным путем, - это нормально.
- Компакт-диск "Опиума" уже
готов?
В.:
- Его сейчас допечатывают в Германии,
вот-вот должны подвезти.
- Все ваши последние альбомы
абсолютно разные - по стилистике, по
направленности, но саунду. И тем не менее
какие-то сквозные ниточки через них
проходят: отсылки местами к классике,
местами к оперетте, местами к советской
эстраде. Это что - карточка визитная, ход
любимый?
В.:
- Это, наверное, частичка вкуса,
почерк, если хотите. Все перечисленные
музыкальные жанры мы просто любим.
Конечно, все это влияет, хотя влияет и
многое другое. В наших вещах много и
различной современной музыки, в том
числе и технической окраски.
- А фразочки из старых советских
шлягеров, типа "Глаза блестят, уста
горят..."?
Г.:
- Ну да, "ла-ла-ла-ла" (напевает),
"значит, нам туда дорога", "когда
я на почте служил ямщиком..."
- Это ностальгия или отношение к
прошлому несколько с юмором?
Г.:
-Это и ностальгия, и иронизирование
над собой - ностальгирующим.
- Возврат к той культуре, на которой
воспитывался?
В.:
- Да, наверное...
Г.:
-И возврат на новом уровне, немножко
сверху.
- Вы не раз говорили, что написание
песен у вас - процесс коллективный. Один
выдвигает идею - дальше она сообща
доводится до ума. Это не трудно - всем
вместе? Не слишком конвейерный вариант
получается?
В.:
- Как раз не слишком конвейерный.
Видимо, мы считаем, что каждый .из нас
может привнести много хороших идей даже
в уже сформировавшуюся песню. Мы
стараемся найти такую форму, которая
была бы интересна всем. Конечно, есть и
споры, но в этом-то и вся фишка!
- Помогает то, что выросли в одной
среде, музыку одну и ту же слушали?
В.:
- Кстати, музыку мы слушали
совершенно разную. А то, что с детства
вместе, конечно, влияет. Есть
определенный опыт отношений. Знаешь, как
нужно себя вести в той или иной ситуации,
чтобы избежать конфликтов.
- Вы не попали в первую волну групп,
которые, после того, как все разрешили,
как бы закрепились, говоря условно, на
рок-олимпе. Вы пришли во второй волне,
однако сумели достаточно резко взлететь.
За счет чего?
В.:
- Наверное, за счет того, что мы
пытались, ориентируясь на свой вкус,
играть собственную музыку. Ну и
обстоятельства сложились так, что у нас
появились деньги, и мы смогли себя
активно предлагать. Не секрет: для того,
чтобы составить промоушен артисту,
нужны оч-чень приличные деньги.
Г.:
- К тому же, очевидно, произошел качок
маятника в обратную сторону. То есть
после жуткого спада интереса к рок-н-ролльному
движению, произошедшему в 90-91 годах,
маятник возвращается. В народе снова
пробуждается интерес к этому делу. Пока,
может быть, особенно активно в столицах -
в Питере, в Москве. Но, думаю, пойдет
дальше.
- Столицы-то, наверное, заевшиеся
слегка?
В.:
- Не похоже. Опять-таки радует, что
интерес к рок-н-роллу возникает на новом
уровне. Конечно, не хотелось бы
хвастаться, но нам всегда казалось, что
мы играем музыку немножко с опережением
времени. Но... Это действительно так.
Поскольку и по возрасту, и по
мировоззрению мы несколько другие люди.
Не были никогда в тусовке свердловского
рок-клуба. И сейчас так получается, что
такие монстры, как "ДДТ", "Hay",
при всем их обаянии - внутреннем, человеческом - остаются приверженцами
старых музыкальных форм. Поэтому такой большой интерес к той музыке,
которую делаем мы, "Мегаполис",
"Ногу свело".
Нельзя стоять, всегда нужно делать что-то новое.
- "Агату" некоторые модные критики
называю" "Машиной времени"
девяностых годов. Как вы к этому относитесь ? Вас это расстраивает или это
вам льстит?
В.:
- Чтобы это польстило, надо услышать
подобное не от одного человека.
Козлов (из угла):
- Двое, двое это написали! (Общий смех.)
В.:
- Вообще, поживем - увидим. Если когда-нибудь
посчитают, что мы были "Машиной
времени" девяностых, нам это будет
приятно.
Г.:
- Допустим, в десятых годах двадцать
первого века скажут такое... Вот тогда
можно будет говорить об объективности, а
так - слова, слова...
- Во многих песнях у вас появляется
кошка. Это что - любовь к нежному
пушистому зверю?
Г.:
-
Абсолютно точно!
- А почему тогда: "Моя кошка
умирает, ей не больно, мне не жалко"?
Г.:
-Тут... как бы вся палитра
человеческих эмоций. Она вот так и
выражается. И по отношению к женщинам, и
по отношению к семейству кошачьих...
- Правда - не жалко? Или эпатаж все-таки?
Г.:
- В этом случае гораздо более
глубокая и сложная эмоция, выраженная
простыми словами.
В.:
- Речь ведь идет не о физической боли.
И не о кошке, собственно. (Все понимающе
кивают головами.)
- Если помечтать, через пару лет
какой должна быть "Агата Кристи"?
Она вообще должна быть?
В.:
- Ну, мы стремимся на самом деле плыть по
течению и не планируем особо наши отношения. В принципе, все зависит
только от нас самих. Если нам будет интересно вместе продолжать сочинять
музыку, группа будет существовать. Вообще-то мы хотим, чтобы это было
долго и весело
- Еще совсем недавно очень модным
было слово "концептуальность". При
создании "Агаты" какой-то
прописанной концепции не существовало?
Плыть по течению - это хорошо?
В.:
-А мне кажется, что это и есть
концепция - плыть по течению
собственного вкуса. Речь идет о том,
чтобы ориентироваться только на
изменения, происходящие внутри тебя.
Писать музыку, которая нравится самому.
И большая удача, что она нравится еще
какому-то довольно приличному числу
людей.
- А нет стремления ту музыку, которая
нравится самому, которую я хочу написать,
соотносить все же с внешним миром и,
внося элементы попсы, делать ее более
массовой?
В.:
- Такого стремления нет
Г.:
- Получается все естественно. Просто
обилие наших музыкальных пристрастий
таким вот образом переплетается. Я, в
принципе, любил с детства
психоделическую диско-музыку. И сейчас
играть диско абсолютно не стесняюсь.
Кумиров же как таковых у нас нет. Каждый
серьезный исполнитель вносит в мировую
музыкальную гармонию что-то свое. Тяжело
вычленить кого-то.
В.:
- Я, может быть, относительно себя кое-что
попытаюсь обобщить. Больше всего
нравится, если в музыке любого
совершенно жанра - будь то диско,
прогрессивный рок или новая волна - над
формой, сугубо музыкальной, которую
критики описать могут, существует еще
какая-то надстройка (не хотелось бы
говорить утрированно - содержание) -
психоделия или, допустим, романтизм...
Г.:
- Что-то яркое..
В.:
- Проявляющее личностный характер...
Г.:
- Взять "Мегаполис" тот же. И
музыка у них не сказать, чтобы
оригинальная...
В.:
- Весьма общая музыка..
Г.:
-Но над всем этим царит дух Олега
Нестерова, и это уже явление.
- Все-таки там некий московский стеб
присутствует.
Г.:
- Нет там стеба абсолютно!
В.:
- Но даже если он есть, то это - стеб
Нестерова, это он так шутит. Это - не
подделка.
Г.:
-Его ни с кем уже не спутаешь.
- Сегодня появилась возможность жить
красиво, ночные клубы на любой вкус, в
том числе и музыкальные, в них - "новые
русские", "ночные бабочки"...
Насколько вы в этом органично
существуете?
В.:
- Да, конечно, мы там бываем. Но в
любом случае все-таки фешенебельность
клуба еще не означает автоматически
удобства и комфорта. Все зависит от того,
с кем ты там находишься, какая компания.
Иногда можно приятно провести время
вдвоем, а можно сидеть большой бандой и
скучать. Все зависит от твоего
настроения и... от финансовых
возможностей
- Играть там приходится?
В.:
-Да. Но мы стараемся часто не
мелькать Примерно один-два раза в месяц
где-нибудь играем.
- Ты сказал любопытную вещь, что
сосуществование рядом со Свердловским
рок-клубом и его тусовка никакого влияния на вас не оказали
В.:
-Это действительно так. Единственно,
кто в свое время очень сильно понравился,
потряс воображение, - "Урфин Джюс".
Но он с таким же успехом мог быть
самарской или московской группой.
- Однако по жизни вас со Славой
Бутусовым какие-то дружеские отношения
связывают?
В.:
- Да, но это потому, что испытываем
обоюдные симпатии: и "Hay" нравится
то, что мы играем, и нам очень нравится то,
что Слава придумывает.
- Не обижали на первом этапе упрека в
том, что группа играет попс?
В.:
- Об этом и сейчас говорят. Но - нет, не
обижали.
Г.:
- Самое интересное, находятся люди,
обвиняющие нас в том, что сейчас мы
играем попс, а раньше играли рок. А если
посмотреть газеты того времени, то все
окажется наоборот.
В.:
- Все-таки мы слишком хорошо себя
знаем, чтобы считать, будто мы играем
какой-то попс - и все. Может быть, мы,
наоборот, дальше других заходим в
экспериментаторство с различными
формами. Видимо, с первого раза попсовый
какой-то звук может наводить людей на
мысль, что это - попсовая музыка. Но
посмотрите, "Депеш мод" играет
сугубо попсовыми звуками, у них
электроника сплошная. И никому не
приходит в голову называть это поп-музыкой
либо рок-музыкой. Это музыка, и все.
- Так получается, что группы -
уральские, сибирские, магаданские -
постепенно перебираются либо в Питер,
либо в Москву. Вы себя как - уральцами
ощущаете или уже прочно осели в столице?
В.:
- Напополам. В Москве очень приятно
работать. А по мне - где интересней
работать, там и находиться веселее. В
Екатеринбурге - родина, дом, родители,
друзья... Туда хорошо приезжать после
того, как ты сделал что-нибудь большое. В
принципе, все, что можно было сделать в
Екатеринбурге, мы уже сделали. А все, что
касается шоу-бизнеса, промоушена, съемок
клипов, телепередач, - это Москва.
- А что больше привлекает: студийная
работа или гастрольная, концертная
жизнь?
В.:
- Совершенно одинаково. Сейчас для
нас тур- новая вещь, и нам очень
интересно. Мы стараемся совершенно
спокойно переносить невзгоды. Меня,
например, очень радует, что у нас
замечательная бригада техников, аппарат
великолепный - круче нет пока в стране. И
есть стойкое ощущение команды, которая
едет с одним общим делом. Большая
команда, 37 человек
- Кстати, как релаксируете? Наверное,
этап коллективных пьянок после
концертов давно закончен...
В.:
- Очень
спокойно все происходит: ходим друг к
другу в гости, общаемся негромко. К тому
же мы сейчас, как правило, записываете
все концерты и, чуть отдохнув, садимся и
слушаем, как отыграли, что наворотили.
Разбор полетов:
В.:
- Не то чтобы разбор... Скорее -
попытка сугубо профессионально кое-что
почерпнуть.
- Семейная жизнь рок-музыкантов - это
мистификация или на самом деле семейная
жизнь?
В.:
- Семейная жизнь - в любом случае
семейная жизнь. Потому что нет ни идеала,
ни описания, ни сертификата на нее. Даже
не имея штампа в паспортах, люди ведь
тоже живут вместе. Если посмотреть на
проблему шире, то иногда не просто
бывает общаться друг с другом.
Попробуйте много дней с утра до вечера
быть в компании одних и тех же людей.
Когда устаем, стараемся побыть каждый
наедине с собой.
- Эти мелкие "разбеги"
происходят без драк и слез?
В.:
- Стараемся
делать именно так.
Г.:
- Семь лет взаимного сосуществования
позволяют избегать особой
напряженности в подобных ситуациях.
- Возможен вариант: братья Самойловы
всерьез разругались, однако продолжают
играть вместе - чисто коммерческой
выгоды ради?
В.:
- У нас родственные отношения
практически не влияют на работу. Может
быть, только в том смысле, что где-то во
вкусах мы генетически схожи. На самом
деле все в команде очень индивидуальны.
- Имидж сидящего на сцене басиста -
как вы к нему пришли? Это было настолько
необычно, что вначале даже
закрадывалась шальная мысль: может, у
парня с ногами не все в порядке?
Г.:
- Случайно
все получилось.
- Плыли по течению?
Г.:
- Вот-вот. Когда у нас был самый
первый полузакрытый концерт, и я впервые
вышел на сцену в составе электрического
бэнда, взял бас-гитару, а в душе один
вопрос: "Что делать? Что делать?" -
товарищи и направили: "Не знаешь, что
делать, сядь посиди". С тех пор стою
очень редко. А то, что ноги у меня не
больные, это я активно показывал,
ворочая ими - будь-будь.
- Были ли люди, которые помогли вам
засветится, поддержали на каком-то этапе?
В.:
- Нам очень помогла Марина Лозовая и
ребята из музыкальной редакции "Взгляда".
Они нас потихонечку начали давать в эфир.
Достаточно тепло писали о нас питерцы
Андрей Бурлака и Александр Малькевич.
- Перед выходом на сцену сейчас
волнение испытываете?
В.:
- Дрожи в коленках нет. Есть желание сделать
праздник. Волнение есть, но оно абсолютно технологическое. Мы начинаем
концерты с песни "Хали-гали Кришна" и когда чувствуем, что надо буквально
пальцами щелкнуть, чтобы концерт состоялся, тогда чем-то наполняемся. Но
чаще всего нужно совершить усилие над собой, чтобы зал втянуть в эту игру.
А когда все получается..
- Это и есть праздник?
В.:
-Да, конечно.
Алексей Орлин, Андрей Уланов. Тольятти сегодня. Городская газета. 16 июня 1995 г., N109 (12059), Лестница. Ежемесячное приложение к городской газете Тольятти сегодня. N6, июнь 1995 г.