АГАТА КРИСТИ" - ОДНА ИЗ МНОГИХ
Встреча со старыми знакомыми всегда
приятна, тем более, когда не видел и не
слышал их целый год и не знаешь, когда
придется встретиться еще. Правда, на
этот раз мы с Вадимом Самойловым
поменялись местами: обычно мне
приходилось трястись 15 часов на поезде,
чтобы встретиться с ним, а сейчас сам
Вадим со своей группой "Агата Кристи"
приехал в Оренбургскую область, и их
гастрольный маршрут прошел совсем
близко с нашим городом. Дело было в канун
дня рождения Свердловского рок-клуба и
его 5-летнего юбилея и, готовя выпуск "Диалога"
к этому событию, я не мог не организовать
встречу наших читателей с одной из самых
популярных в Европе рок-клубовских
групп. Специально для "Диалога с
музыкой" Вадим и Глеб Самойловы при
поддержке Саши Козлова дали интервью, в
котором рассказали о зарубежных
поездках, альбомах "Агаты Кристи",
истории "самороспуска"
свердловского рок-клуба и поделились
своими впечатлениями о гастролях по Оренбуржью. Но прежде, чем я предложу
вашему вниманию фрагменты разговора с
музыкантами "Агаты Кристи",
хотелось бы вкратце напомнить историю
этой группы.
Все началось в
конце 70-х, в школе №1 г. Асбеста
Свердловской области, где учились Вадик
Самойлов, Саша Козлов и Петя Май. Первые
попытки создать школьную группу
закончились тем, что судьба разбросала
энтузиастов рока по разным ВУЗам
Свердловска. В 1984 году они снова
объединились в группу под названием "ВИА
РТФ УПИ" (дело было на радиофаке
Уральского политехнического института,
где тогда учился Самойлов). Вскоре
барабанщик Май уехал по распределению, и
состав группы сменился. На клавиши встал
молодой сотрудник медицинского
института Александр Козлов, а бас-гитару
взял младший брат Вадима Самойлова
Глеб. В декабре 1986 года группа
дебютировала на сцене свердловского рок-клуба,
где они и нашли отличного барабанщика Алика Потапкина, ранее игравшего в
группе "Флаг" и знаменитом "Наутилусе".
Дебют был успешным, и вместе с "Апрельским
маршем" и "Отражением" группа
Самойлова, которую решили назвать "Агата
Кристи", была без всяких сомнений
причислена к лидерам третьего поколения
групп свердловского рок-клуба.
На ранних этапах
своего творчества группа играла "хард",
"арт-рок" и "нью-вэйв", затем
взяла на вооружение "гитарный харт-вэйв"
(где "харт" получается от сплава "хард"
и "арт-рока") и, работая в этом стиле,
добилась не только союзной, но и
европейской популярности.
Не буду перечислять
все города и страны, в которых побывала
"Агата" - это займет слишком много
дефицитной газетной площади. Не буду
касаться и содержания песен - их надо
слушать. В надежде на то, что наши
читатели не ограничат свои
представления об "Агате Кристи"
только демонстрировавшимися по
Центральному телевидению песнями и
клипами, дополню краткий рассказ о
группе полной дискографией альбомов,
каждый из которых вы можете найти по
адресу, опубликованному во 2-м выпуске
"Диалога": "Если" (1984), "Голос"
(1985), "Свет" (1986), "Второй фронт"
(1987), "Коварство и любовь" (1989), "Декаданс"
(1990).
Ну а сейчас -
интервью звезд из группы "Агата
Кристи" клубу "Диалог с музыкой":
- "Агата Кристи" - самая "раскрученная"
Свердловская группа, постоянно
приходится читать о ваших зарубежных
гастролях. Интересно, как вас принимают
"за бугром"?
Вадим: - Хорошо.
Александр: - У них
там отличная организация и доброе
отношение ко всем выступающим. А в
качестве аванса на будущее - очень
теплый прием и масса аплодисментов!
Причем мы выступали не в привычных для
Союза залах и стадионах, а в таких тусовочных клубах, представляющих из
себя что-то среднее между нашими кафе,
барами и дискотекой: кто хочет, сидит
слушает нашу музыку, "врубается" в
наш рок, кто танцует, кто пьет пиво...
Вы
познакомились с кем-нибудь из "западников",
кто смог бы составить вам компанию в
будущих турне по Европе?
Глеб: - Конечно. В Глазго мы встретили
отличную рок-н-ролльную группу "Бит Боуэтс" и уже отработали вместе с ними
английские гастроли. А вообще из
западных музыкантов, с которыми
приходилось встречаться и общаться, я бы
выделил немецкую группу "Поэмы для Лайлы".
Александр: - Мы познакомились с ними,
будучи на гастролях в Германии, в городе Сантон. Это независимая группа, играющая
славянский бит и, как мне кажется,
имеющая большие перспективы.
Зарубежным гастролям "Агаты"
предшествовало участие группы в
международных фестивалях "Интершанс"
(1988) и "Ступень к Парнасу" (1989). Вас не
смущает то обстоятельство, что в рокерских кругах эти фестивали
именуются "попсовыми" и "мажорскими"?
Вадим: - Единственное, в чем можно
обвинить "Агату", - это в участии в
финале "Ступени". Но у нас не было
выхода: группа отыграла в первом туре (он,
кстати, был далеко не "попсовым",
одно участие С.Врайт чего стоит!) и стала
победителем, поэтому должна была
присутствовать в финале. А пока дело шло
к финалу, в "Ступень к Парнасу"
пролезла вся московская "попса",
что и погубило весь конкурс.
Что касается "Интершанса" - он
был чисто роковым, на нем играл
андеграунд: "Апрельский марш", "Вопли Видоплясова", "Отражение", "Николай
Коперник и др.
Впереди вас ждет очень престижный
фестиваль "Открытия рока", который
состоится во Франции...
Вадим: - Да, на нем будут лучшие по
итогам прошлого года тридцать с лишним
групп из 9 европейских стран. Союз
представляет только одна "Агата
Кристи". К сожалению, из-за событий в
Персидском заливе, фестиваль перенесли
на апрель-май, так что придется
подождать.
Пик признания "Агаты Кристи"
как группы международного уровня совпал
с выходом самого популярного вашего
альбома "Коварство и любовь",
которому критика дала противоречивые
оценки. Что можете сказать сами об этом
альбоме?
Вадим: - После альбома "Второй
фронт" у нас была большая пауза, и "Коварство..."
стал итогом двух с половиной лет жизни и
творчества группы. Мы писали его очень
долго и очень трудно: в 1989 году сделали
магнитофонную версию, а в 1990-м записали
для выпуска диска на "Мелодии",
Сложности были в сведении и записи всех
партий на должном уровне, поэтому
пришлось прибегнуть к помощи
компьютеров. В этом и усмотрели "ревнители
чистого рока" проявление какой-то "эстрадности
звучания".
Ваш новый альбом "Декаданс"
по стилистике и тематике продолжает
идеи "Коварства..."?
Вадим:
- Нет, там совершенно иная эстетика! "Декаданс"
как и "Коварство и любовь", должен
выйти на "Мелодии", так что сами все
услышите.
В рок-клубе
говорят, что большая роль в
осуществлении "пластиночных",
фестивальных и международных проектов
"Агаты" принадлежит вашему
менеджеру Лене Чистовой.
Александр: - Она просто выполняет
свою работу, договариваясь по поводу
концертов, поездок.
Глеб: - Во всяком случае, на Запад мы
попали не благодаря ей. Кто-то из "западников"
нас услышал, кто-то увидел, а сейчас их
менеджеры присылают приглашения.
Коль скоро мы вспомнили
Свердловский рок-клуб, расскажите, что с
ним случилось? "Взгляд" цитирует
слова Чистовой о том, что "клуб
остался лишь в воспаленном мозгу его
президента Грахова", а на днях "Комсомолка"
опубликовала опровержение того же Коли
Грахова, который заявил, что группа "Агата
Кристи" репетирует на базе СРК, и ее
менеджер не могла такого сказать...
Вадим: - Ты помнишь детскую игру "глухой
телефон"? Центральное телевидение
просто стало ее участником. Было
заседание рок-клуба, на котором ребята
решали с облсовпрофом проблемы с
помещениями для репетиционной работы (в
том числе и для "Агаты") и выделении
ссуд на оплату аренды этих помещений.
При этом было сказано, что гигантские
суммы за аренду, которые рок-клубу взять
негде, могут стать причиной того, что мы
потеряем даже комнатушку на
Володарского,9, и ничего не останется
делать, как самораспуститься. Какая-то
студенточка с журфака Уральского
университета краем уха это услышала,
сделала поспешные выводы и не придумала
ничего лучшего, как передать своей
подруге Марине Лозовой из "взглядовского"
"Ша-мажора" сенсационную
информацию о "самороспуске
свердловского рок-клуба в канун 5-летнего
юбилея"... А вообще мне не- понятно,
почему о клубе спрашивают кого угодно,
только не нас, музыкантов? Пока есть
свердловская школа рока, пока есть