АГАТА КРИСТИ" - В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
Хорошо помню ту бесшабашную,
безудержную пору своей юности, когда
в
Свердловске
мы
начинали
"сколачивать" рок-группу
из совершенно несхожих друг с другом
людей. То было странное
время. Не только в музыке - во всем мы
жили в разных измерениях, делимых на
свое
и
общее.
Тогда
мы понимали,
что, кроме
правильных, красивых старых песен -
вечно старых! - и академических
парадных представлений, есть нечто
более сложное, новое, к чему мы
должны прийти
сами.
Но
только
понимали,
чувствуя,
не
зная
и
не предугадывая, хватит ли наших сил,
чтобы создать
нечто яркое
и свое.
Так получалось, что, если под музыку
не танцуют, тогда ее нужно слушать,
затворив все окна и двери,
отгородившись от
мира личным
пониманием
ее.
Слушать -
значит думать.
Для нас
это, пожалуй, и был единственно
значимый повод к здравым размышлениям,
надеждам и мечтам.
Так жили мы, с этим росли и взрослели,
и кроме музыки ничто не волновало ни
меня, ни моих сверстников-друзей.
Первым нашим инструментом стали
останки брошенной на улице стиральной
машины, имевшей
форму цилиндра.
Пластик был
главной проблемой. Его мы натягивали
на цилиндр, затем закрепляли жестким
обручем
-
и
получался
гросс-барабан, для
тех времен
большая редкость.
Однако
после
двух
часов
игры
пластиковый
круг расслаивался в полосы,
изодранные острыми краями медного
остова. Благо, прочие проблемы
техники могли решать сами: кроме меня
все наши
ребята
были "технарями".
Саша Пантыкин
- выпускник
УПИ, впоследствии
руководитель
"Урфин
Джюса",
в ту
пору одной
из лучших рок-групп в
Союзе. Алеша
Бутусов -
почти архитектор,
в наши дни - руководитель
"Наутилуса".
Игорь Борщевский - Борщик
- помреж
на
киностудии
Свердловска,
а
ныне
уже
режиссер
на "Ленфильме". Костарев Саша -
наш вдохновитель
и организатор,
в начале
80-х
-
руководитель
"Трека",
одной
из
самых
первых истинных
рок-групп,
теперь
-
солист-гитарист театра
"Ромэн", москвич.
Как можно управлять культурой -
мерой духовности, поиском созвучий в
музыке, палитрой художника в живописи,
резцом
мудреца в
скульптуре,
полетом
мыслей
писателя
или
поэта? Как
можно запрещать и контролировать
духовность,
и непонятно,
для чего
и кому нужно то, что рождается под
мощным прессингом людей, в таких делах
не смыслящих?
В том, что наша музыка "не влезала"
в рамки, приходилось убеждаться
постоянно. В терновых
венцах и
клоунских бриджах
мы появлялись на сцене, чтобы,
шокировав внешностью, хотя бы немного
отвлечь
наших
цензоров
от
текстов
и
музыки
песен.
Крамола искалась во всем: в словах и
жестах, в пластике и свете,
которым мы
с изощренной
выдумкой пользовались
ради подачи
"легальной" публике истинного
смысла и содержания наших сценических
исканий. Нас "зарубил" один
худсовет, затем другой, третий - мы
замкнулись в себе, в неустанном поиске
новых созвучий и рифм. Так, на гребне
вселенского запретительства рождались
одни из лучших наших песен, ставшие
затем
бестселлерами раннего
творчества "Урфина
Джюса", Трека" и "Наутилуса
Помпилиуса" Алеши Бутусова.
В короткие дневные промежутки бытия
вдруг появлялся
Градский -
всегда
немного
озлобленный,
немного
простуженный,
полный пессимизма,
рассказывал
о
новостях
столичной жизни
и так
же незаметно исчезал. И приезжала
Лена - Елена Антоновна
Камбурова, наш идеал и мессия.
Она собирала
нас скопом,
мы погружались
в поезд
и
ехали
к
дальнему
Северному
Уралу,
где
в
старых раскольничьих
скитах
жила еще
чистая Русь
- прабабушки
нашей эпохи, чудом сберегшие
страстный, дурманящий дух подлинно
русских песен. Взахлеб ревели и смеялись,
слушали; и
умирали в
исконных напевах все наши
прошлые привычки,
вкусы и
любовь к
цивильным созвучиям рока. Потом
приносили чай, пахнущий
мятой и
клевером, чем-то совсем не нынешним,
ночь напролет, до спазм в горле,
пили его, осушая до самого дна грусть
вековых старух
и сказов
Елены Антоновны.
Как видно, отсюда, из этих памятных
широт нашей юности, берет начало
редкостный и очень необычный облик
свердловской,
не побоюсь сказать, школы советской
рок-музыки. Музыки
причудливой, политональной,
глубокой и
узнаваемой, умной.
Созданный не
так давно
рок-клуб
собрал
в Свердловске
лучших музыкантов,
верно хранящих в своем творчестве
черты, которые
были присущи
теперь уже не существующим "командам".
Одна из таких групп последних
поколений - "Агата Кристи". Группа
нелегкой
судьбы,
неоднозначных
творческих
исканий. Музыканты "Агаты Кристи"
-
люди различных
музыкальных вкусов
и привязанностей. Группа прошла в
свое время в общем обычный
путь: от
хард-
и арт-рока
и даже
авангарда до
музыки новой
волны, практики
коллективной
импровизации.
Эта
хорошая
школа
стала основой
того,
что
сегодня
даже
разные
по
стилю
композиции объединены в "Агате
Кристи" конкретным музыкальным
языком,
общим подходом
к
аранжировке,
главной
чертой
свердловского рока
- насыщенностью элементов
академической музыки.
В ранних альбомах группы - 1984-86 годов
- еще очевиден процесс
"притирки",
промежуточно-экспериментальный
характер композиций.
Однако
уже
в
1987
году
группа выпустила
альбом "Свет", в котором стиль
"Агаты Кристи" с полным основанием
можно отнести
к
харт-року
(сплаву
хард-
и
арт-рока),
носящему окончательно
оформленную
исполнительскую
концепцию.
Как
и предыдущие альбомы, "Свет"
ориентирован в основном на
рок-музыку европейского образца,
основанную на лаконичном языке
"нью-вейв". С записью этого
альбома к музыкантам приходит понимание
того, что эта
музыка,
хотя
и
хороша
сама
по
себе,
но
не
обладает особенностями,
характерными для отечественного рока, в
частности - и это главное -
свердловского. Поэтому
переломным для
группы стал минувший год, когда
увидел свет "Второй
фронт" -
последний альбом
"Агаты Кристи".
Новая запись
существенно отличалась
от всех предшествовавших ей, как
сменой и утверждением нового стиля, так
и
привнесением
лучших
традиций,
накопленных
уральскими рокерами.
Вот как сами музыканты оценивают
свое сегодняшнее творчество:
- В чем сегодня проявляется
причастность "АК" к Свердловской
школе
рока?
В
нашей
музыке
есть
некоторая
угловатость, свойственная тому же
"Кабинету", потому
что мы
знали и
любили "Трек".
Мы
драматичны
и
расточительны
в
формах,
поскольку воспитаны
на
балладах
"Урфина
Джюса".
Мы
стараемся
быть чувственными и искренними, как
и "Настя", потому что нам нравится
чувственность и
искренность "Наутилуса".
Но, вместе
с тем,
мы более динамичны и любим гротеск,
как
и "Апрельский
марш". Мы
- группа новой волны свердловского
рока, однако и у
нас есть
свой взгляд на рок-музыку вообще и
свердловскую в частности.
Возможно, слушатель может уловить им
другие черты в нашей музыке.
Мы думаем,
что нам
рано втискиваться
в жесткие
рамки однажды найденной формы. И
если