Сайт приносит доход!
Узнайте как заработать на своем сайте...

АГАТА КРИСТИ" - В ПЕТРОЗАВОДСКЕ



Хорошо помню ту бесшабашную, безудержную пору своей юности, когда  в  Свердловске  мы  начинали  "сколачивать" рок-группу  из совершенно несхожих друг с другом людей. То было странное  время. Не только в музыке - во всем мы жили в разных измерениях, делимых на  свое  и  общее.  Тогда  мы понимали,  что, кроме  правильных, красивых старых песен - вечно старых! - и академических  парадных представлений, есть нечто более сложное, новое, к чему мы  должны прийти  сами.  Но  только  понимали,  чувствуя,  не  зная  и   не предугадывая, хватит ли наших сил,  чтобы создать  нечто яркое  и свое.
     Так получалось, что, если под музыку не танцуют, тогда ее нужно слушать, затворив все окна и двери,  отгородившись от  мира личным  пониманием  ее.  Слушать -  значит думать.  Для нас  это, пожалуй, и был единственно значимый повод к здравым размышлениям, надеждам и мечтам.
     Так жили мы, с этим росли и взрослели, и кроме музыки ничто не волновало ни меня, ни моих сверстников-друзей.
     Первым нашим инструментом стали останки брошенной на улице стиральной машины, имевшей  форму цилиндра.  Пластик был  главной проблемой. Его мы натягивали на цилиндр, затем закрепляли жестким обручем  -  и  получался  гросс-барабан, для  тех времен  большая редкость.  Однако  после   двух  часов   игры  пластиковый   круг расслаивался в полосы, изодранные острыми краями медного  остова. Благо, прочие проблемы техники могли решать сами: кроме меня  все наши  ребята  были "технарями".  Саша Пантыкин  - выпускник  УПИ, впоследствии  руководитель  "Урфин  Джюса",  в ту  пору одной  из лучших рок-групп в  Союзе. Алеша  Бутусов -  почти архитектор,  в наши дни - руководитель "Наутилуса". Игорь Борщевский - Борщик  - помреж  на  киностудии  Свердловска,  а  ныне  уже  режиссер   на "Ленфильме". Костарев Саша -  наш вдохновитель  и организатор,  в начале  80-х  -  руководитель  "Трека",  одной  из  самых  первых истинных  рок-групп,  теперь  -  солист-гитарист театра  "Ромэн", москвич.
     Как можно управлять культурой - мерой духовности, поиском созвучий в музыке, палитрой художника в живописи, резцом  мудреца в  скульптуре,  полетом  мыслей  писателя  или  поэта? Как  можно запрещать и контролировать духовность,  и непонятно,  для чего  и кому нужно то, что рождается под мощным прессингом людей, в таких делах не смыслящих?
     В том, что наша музыка "не влезала" в рамки, приходилось убеждаться постоянно. В терновых  венцах и  клоунских бриджах  мы появлялись на сцене, чтобы, шокировав внешностью, хотя бы немного отвлечь  наших  цензоров  от  текстов  и  музыки  песен.  Крамола искалась во всем: в словах и жестах, в пластике и свете,  которым мы  с изощренной  выдумкой пользовались  ради подачи  "легальной" публике истинного смысла и содержания наших сценических  исканий. Нас "зарубил" один худсовет, затем другой, третий - мы замкнулись в себе, в неустанном поиске новых созвучий и рифм. Так, на гребне вселенского запретительства рождались одни из лучших наших песен, ставшие затем  бестселлерами раннего  творчества "Урфина  Джюса", Трека" и "Наутилуса Помпилиуса" Алеши Бутусова.
     В короткие дневные промежутки бытия вдруг появлялся Градский -  всегда  немного  озлобленный,  немного  простуженный,   полный пессимизма,  рассказывал  о  новостях  столичной жизни  и так  же незаметно исчезал. И приезжала Лена - Елена Антоновна  Камбурова, наш идеал и мессия.  Она собирала  нас скопом,  мы погружались  в поезд  и  ехали  к  дальнему  Северному  Уралу,   где  в   старых раскольничьих  скитах  жила еще  чистая Русь  - прабабушки  нашей эпохи, чудом сберегшие страстный, дурманящий дух подлинно русских песен. Взахлеб ревели и смеялись, слушали; и  умирали в  исконных напевах все наши  прошлые привычки,  вкусы и  любовь к  цивильным созвучиям рока. Потом приносили чай, пахнущий  мятой и  клевером, чем-то совсем не нынешним, ночь напролет, до спазм в горле,  пили его, осушая до самого дна грусть  вековых старух  и сказов  Елены Антоновны.
     Как видно, отсюда, из этих памятных широт нашей юности, берет начало редкостный и очень необычный облик свердловской,  не побоюсь сказать, школы советской рок-музыки. Музыки  причудливой, политональной,  глубокой и  узнаваемой, умной.  Созданный не  так давно  рок-клуб  собрал  в Свердловске  лучших музыкантов,  верно хранящих в своем творчестве  черты, которые  были присущи  теперь уже не существующим "командам".
     Одна из таких групп последних поколений - "Агата Кристи". Группа   нелегкой  судьбы,   неоднозначных  творческих   исканий. Музыканты "Агаты Кристи" -  люди различных  музыкальных вкусов  и привязанностей. Группа прошла в свое время в общем обычный  путь: от  хард-  и арт-рока  и даже  авангарда до  музыки новой  волны, практики  коллективной  импровизации.  Эта  хорошая  школа  стала основой  того,  что  сегодня  даже  разные  по  стилю  композиции объединены в "Агате Кристи" конкретным музыкальным языком,  общим подходом  к  аранжировке,  главной  чертой  свердловского рока  - насыщенностью элементов академической музыки.
     В ранних альбомах группы - 1984-86 годов - еще очевиден процесс   "притирки",   промежуточно-экспериментальный   характер композиций.  Однако  уже  в  1987  году  группа выпустила  альбом "Свет", в котором стиль "Агаты Кристи" с полным основанием  можно отнести  к  харт-року   (сплаву  хард-   и  арт-рока),   носящему окончательно   оформленную  исполнительскую   концепцию.  Как   и предыдущие альбомы, "Свет" ориентирован в основном на  рок-музыку европейского образца, основанную на лаконичном языке  "нью-вейв". С записью этого альбома к музыкантам приходит понимание того, что эта  музыка,  хотя  и  хороша  сама  по  себе,  но  не   обладает особенностями, характерными для отечественного рока, в  частности - и это главное -  свердловского. Поэтому  переломным для  группы стал минувший год, когда увидел свет "Второй  фронт" -  последний альбом  "Агаты Кристи".  Новая запись  существенно отличалась  от всех предшествовавших ей, как сменой и утверждением нового стиля, так  и  привнесением  лучших  традиций,  накопленных   уральскими рокерами.
     Вот как сами музыканты оценивают свое сегодняшнее творчество:
     - В чем сегодня проявляется причастность "АК" к Свердловской школе   рока?  В   нашей  музыке   есть  некоторая   угловатость, свойственная тому же  "Кабинету", потому  что мы  знали и  любили "Трек".  Мы  драматичны  и  расточительны  в  формах,   поскольку воспитаны  на  балладах   "Урфина  Джюса".   Мы  стараемся   быть чувственными и искренними, как и "Настя", потому что нам нравится чувственность и  искренность "Наутилуса".  Но, вместе  с тем,  мы более динамичны и любим гротеск, как  и "Апрельский  марш". Мы  - группа новой волны свердловского рока, однако и у  нас есть  свой взгляд на рок-музыку вообще и свердловскую в частности.
     Возможно, слушатель может уловить им другие черты в нашей музыке.  Мы думаем,  что нам  рано втискиваться  в жесткие  рамки однажды найденной формы. И если