НОВЫЙ АЛЬБОМ «АГАТЫ КРИСТИ»
Свердловская рок-группа «Агата
Кристи» вышла в звезды вскоре после
раскола "Наутилуса Помпилиуса".
Специально не планируя такой
последовательности восхождения, «Агата»
стала подтверждением, что свято место
музыкального кумира пусто не бывает.
Мне уже доводилось высказывать
свое суждение о том, что взлет
свердловского рока предопределился
провинциальной незащоренностью
уральцев. Они живут вдалеке от столичных
споров о соотношении рока и эстрады, в
котором московско-ленинградские
тусовки порой держатся упорного
сектантства, вовсе отрицая
развлекательность рока или собственно
принадлежность его к искусству тоже.
Свердловчане раскрепощеннее начали
применять в своих композициях элементы
попсы, что немало украсило музыку и «Нау»
и «Агаты».
Прежде чем представить премьеру «Агаты
Кристи», напомню историю создания и
развития группы.
Путь «Агаты» начался в 1978 году в
одной из средних школ города Асбеста, совсем уж глубокой провинции,
промышленном поселении в Свердловской
области. Там вместе учились и создали
ансамбль Вадим Самойлов (гитарист) и
Александр козлов (клавишник).
Впрочем, группа тогда еще не
носила нынешнего названия. В 1985 году
Самойлов вновь собрал команду в
Уральском политехническом институте,
где учился на радиотехническом
факультете. Группа именовалась «РТФ» -
аббревиатура названия факультета. В нее
снова вошел Козлов, учившийся тогда в
мединституте и все активнее стал
подключаться, да так и закрепился в
составе младший брат Самойлова – Глеб (бас-гитарист).
Все участники «Агаты» окончили в
свое время музыкальную школу. Весной 1989
года сменился барабанщик: вместо
начинавшего в «РТФ» Петра Мая пришел
Альберт Потапкин, до этого игравший
в «Нау», а после служивший в армии.
Образовательный уровень группы не
пострадал, барабанщики в «Агате» по
традиции имеют диплом Свердловского
музыкального училища имени
П.И.
Чайковского. (Тогда же ненадолго в
составе мелькнул второй клавишник Лев
Шутылев).
Примерно в это же время группа
переходит из самодеятельного статуса в
разряд относительно самостоятельных
свободных художников. Дает 8-10 концертов
в месяц. Любит (как ни странно) бывать за
границей. В 1989 году выступила на
фестивале в Глазго (Англия). Весной
следующего года – в Болгарии. Летом…
Впрочем, вот строки из письма «Агаты»
того периода ко мне: « В июне мы
участвовали в очень крутом фестивале в
Ксантене (ФРГ). «Фирмачи» отметили
необычную для Запада симфоничность
нашего звучания, мелодичность,
энергетику. «Gimes»
заметила, что наш стиль напоминает «hot
bed» -
«горячую постель». Затем мы
проследовали во Францию, в город Бён (что
рядом с Лионом), где участвовали в
фестивале-конкурсе. Этот конкурс длится
полгода. Каждую неделю в клубе на 300-400
мест выступают 2 группы, молодые,
начинающие из всей Западной Европы.
Восток представляли только мы.
Оценивает жюри. Пока мы на первом месте 9конкурсу
длиться еще 1,5 месяца). Если победим, нас
ожидает большое призовое турне по
Западной Европе».
В недавнем письме «Агаты» подтвердилось
– группа получила официальное
приглашение на финал конкурса во
Франции. Вообще музыканты «Агаты»
говорят, что получают предложения на
заключение контрактов с иностранными
импресарио. Подробности об этом ,
вероятно в будущих письмах. С собой для
более достоверных впечатлений, как это
делают зарубежные артисты,
отечественные музыканты журналистов не
зовут. Сувениров не привозят. А потому
снова экскурс в историю.
Ребята рассказывали: « мы
начинали тогда, когда дискотеки стали
вытеснять «живую» музыку с танцплощадок,
но в результате они же и выиграло. Если
под музыку не танцуют, нужно, чтобы ее
слушали. А слушать – значит думать.
Слушая Ричи Блэкмора, Дэвида Гилмора,
Маккартни,
Фреди Меркури, мы учились
мыслить категориями, которые не
преподают в музыкальных школах. Мы
узнали, что, кроме правильной красивой
мелодии и академического вокала,
существуют мощные выразительные
средства: интонация, дыхание, саунд,
динамика, индивидуальность исполнителя,
благодаря лидерам отечественного то
времени, а ныне ветеранам – «Аквариуму»,
«Машине времени», «Воскресенью» - мы
прониклись убеждением, что рок нечто
большее, чем музыка, это – мировоззрение.
С 1984 года «Агата Кристи»
выпускает по одному альбому ежегодно.
Программы 1985-го и 1986 года носили
промежуточно - экспериментальный
характер, в них просматривается процесс
«притирки» артистов друг к другу.
Определенный интерес
представляет альбом 1985 года «Если» . В
нем можно найти по крайней мере три
стиля, «вытащенных» из европейского
рока. Это композиции в духе
традиционного харда, несколько
помпезный арт-рок и миниатюры во вкусе «новой
волны». Достижением можно считать то,
что такое
разнообразие не воспринимается излишне
эклектично. Ребята старались придать общему
строю музыкального языка
конкретность и выдержать единый
принцип в гармонии и аранжировке –
выполнить все достаточно академично, на
основе опыта классической музыки. Хотя
почти для каждой тогдашней композиции
можно подобрать аналог из зарубежного
рока.
Стиль альбома 1987 года «Свет»
ребята назвали «хард». Здесь они
задались целью слить в сплав хард и арт-рок
на основе лаконичности языка «новой
волны».
Однако своим полноправным
дебютом сочли следующий альбом – «Второй
фронт». «Только тогда мы осознали, -
признавались артисты «Агаты», - что рок
музыка европейского образца хоть и
хороша сама по себе, но не обладает
особенностями, характерными для
отечественного рока».
«В чем сегодня проявляется
причастность «Агата Кристи» к
свердловской школе рока? – продолжали
рассуждать артисты – В нашей музыке
есть некоторая угловатость,
свойственная также «Кабинету», потому
что мы знали и любили «Трек». Мы
драматичны и раскованны в формах, потому
что воспитаны на балладах «Урфина Джюса».
Мы стараемся быть чувственными и
искренними, как и
«Настя», потому что нам нравятся
чувственность и искренность «Наутилуса».
Но вместе с тем мы более динамичны и
любим гротеск, как и «Апрельский марш»,
потому что мы группа нового поколения
свердловского рока».
Мои пристрастия по-прежнему
сохраняются за альбомом «Агаты» 1989 года
«Коварство и любовь». За шлягером «Вива ,
Кальман!» с его мастерской стилизацией
под «Цыганского барона»,
аранжирующей вековую притчу о шуте-убийце,
платящем трагедией за внешнюю
улыбчивость.
В новом, 1991 года, альбоме «Агаты» -
«Декаданс», на мой взгляд, скромнее
мелодическая изобретательность. Хотя
стиль, пожалуй. Еще более попсовый, с
отчетливым креном в «приблатненное», «шафутинское»
направление.
Кстати, как это часто бывает в
роке, авторство песен «Агаты Кристи»
установить непросто – и музыку, и тексты
сочиняют практически все участники
группы. Тексты
всех песен «Декаданса» принадлежат
Глебу Самойлову. Песню из этого альбома
«Эпидемия» сочинил Саша Козлов.
Исполнение вокальных партий тоже не
закреплено за единственным солистом,
хотя мне более других близки тембр
голоса, темперамент и фантазия «бенефицианта»
предыдущего альбома – Вадима Самойлова.
По-прежнему удивляет равнодушие
«Мелодии» к творчеству «Агаты Кристи».
Покуда фирма грамзаписи может
похвастаться лишь тем, что давным-давно
выпустила пластинку со
стройотрядовскими песнями Вадима
Самойлова.
Эдак нетрудно
усугубить общий спад интереса к року- в
отличие от патологического ажиотажа.
Безусловно, внедряясь за рубеж, группа и
сама не успевает поддерживать
собственную популярность на Родине.
Однако и в ситуации затишья «Агата» -
команда достойная.
Итак, чем же характеризовать «Декаданс»
- полным слиянием рока с попсой? Нет. Хотя,
повторяю, взаимопроникновение этих двух
направлений в музыке может быть весьма
продуктивным.
Усомниться в том, что рокеры
сложили оружие, подсказывает само
название альбома – музыканты не без
сарказма сопоставляют нынешний период с
эпохой сладкого загнивания в искусстве
и жизни. В рокерских традициях
окрашивать нехитрые песенки
интонационным разнообразием,
колоритностью каждого песенного
персонажа. Выразительность подкрепляют
музыкальные аранжировки, как бы дающие
подтекст, объемность первому
смысловому плану. И наконец, как
всегда, восхищают эпизоды «оркестрового»
звучания «Агаты».
По-прежнему часты в альбоме
псевдоцитаты. Только
это уже не румба, как в «Африканке»,
не танго, как в «Танго с дельтапланом»,
не марш, как в «Крысах в белых перчатках»,
- шлягерах «Коварства и любви». Странно,
весь этот стиль ретро вроде бы
напрашивается в «Декаданс» но музыканты
делают иной ход – музыканты делают иной
ход – играют на узнаваемых клише
советских и народных песен, не упуская
подтрунить и над материалом, и над
собственной эксцентричностью его
использования.
Суперхитом, на мой взгляд,
в «Декадансе» является песня того же
названия – «Декаданс». Мне, если кто
потрудился заметить логику моих вкусов,
естественно. Понравилось то, что в песне
звучит вальс. Но особенно он впечатляет
потому, что трехчастная форма
композиции построена на острейшем
ироничнейшем контрасте. Не только в
музыке, но и в текстовом сюжете. Не стану
пересказывать, хотя не надеюсь,
будто средства массовой информации
не убоятся той остроты. А потому
постарайтесь разыскать в магнитофонном
варианте новый альбом «Агаты Кристи» -
не пожалеете.
Нина Тихонова.