БРАТЬЯ САМОЙЛОВЫ - ПАРА МЕЧТАТЕЛЬНЫХ УВАЛЬНЕЙ
В
костюмчике и белой сорочке с накрахмаленным (кажется) воротничком – эдакий
молоденький баварский бюргер, сын любящих родителей, грядущая опора похорон
безвольной Веймарской Германии. Он яростно выкрикивал в микрофон что-то про
свою африканку, умеющую владеть ситуацией, и тут же срывался в жуткий
германоязычный клекот – под звуки
собственной стаккато образной гитары,
вплетенной в спрессованно-истеричную
эстрадную музыку группы, - сущий Рассел Мэйл, беснующийся в цепких объятиях Джорджо Мородера. « Сорвавшийся с цепи
«Наутилус», -
промелькнуло у меня в голове.
В противоположность сызмальства
тучному вадику тогда еще не
располневший Глеб – юный и хрупкий
Самойлов-младший – отрабатывал
довольно революционный в ту пору образ
сидящего басиста. Он далеко вытягивал
вперед тонкие отроческие ноги, шевелил
носками в такт и принимал безумные
диагональные позы – не раскачивая при
этом стул. Бас звучал так же глухо, как в
оригинале (The Cure), но рисунки напоминали скорее
ускоренного ( эдак вдвое) Фила Торнелли,
нежели ортодоксального Гэллапа. Лицом
же Глеб тогда слегка смахивал на
молодого
Блока – правда, в несколько
скругленном варианте.
Из-за клавиш мерцал золотым(?)
зубом и бурно всплескивал руками над
черно-белой костью низкобровый Саша
Козлов. На порталах его пассы выливались
в свирепый опереточный оркестр – эдакую
милитаризованную «Сильву». Барабанщика
я не запомнил – впрочем, в «Агате Кристи»
они все время были весьма неустойчивы –
включая знойного драммера золотого
состава «наутилуса» Алика Потапкина.
Как известно, на этом тернистом пути
дело доходило даже до Yamaha
TMX.
Ты тянешься к рефлектору
В надежде на солнце,
Но не видишь розетки у него за
спиной.
Sonic
Youth
нередко упрекали в том,
что они сплетают «музыку рваных вен» в
эдакую звуковую икебану, что, с точки
зрения кондового андеграунда, конечно
же, кощунственно. В этом смысле
этическая позиция «Агаты Кристи» всегда
была безупречна. Свои пассионарно-попсовые
виньетки (в основе коих всегда лежал
Роберт Смит, к крупу которого тихо
поднесли зажигалку) они выводила если и
на крови, то весьма театрального
свойства. Там был, конечно, и Белый Клоун
– «вечером шут, а теперь – убийца», были
крысы в белых перчатках и , совсем уже
недавно, внешне ужасная сцена насилия
над Белоснежкой, где плети свистят,
кости хрустят, а героиня плачет, стонет «и.
Сама не замечая, странно улыбается себе».
Все эти страсти претендуют, однако, даже
не на жестокий романс, способный
вышибить слезу, а скорее на кукольный
спектакль, от силы – театр масок.
Красивая цветом кровь носит откровенно
бутафорский характер. Пощекочи героя
перышком – и из прорехи «мягкой травой
сердца» вылезет в меру лежалая солома.
Другими словами, «Агата» не
грузит, что есть хорошо.
…С годами Глеб заметно прибавил
в пухлости, начал лосниться и, наконец,
окончательно приобрел вадиковы формы.
Братья сегодня – пара мечтательных
увальней, кои вновь и вновь ритуально
предаются энергичной тоске, наивно
маскируют свое простодушие. Выход более
задумчивого Глеба на первый план как
автора текстов и основного певца
усугубляет неизбежный крен группы в
ностальгически-попсовый лиризм.
Появилавсь пресловутая «Сказочная
тайга» с косматым геологом в завязке и
явственными иллюзиями на великого
Зацепина – говорят, прозябающего где то
в Канаде. Вместе с Сан Сергеичем
уместно вспомнить «Бриллиантовую руку»,
Никулина ,
выпадающего из багажника «Москвича» с высоты Сто тысяч метров и вообще
нашу безумную любовь к этому прекрасному в своей бессмысленности
искусству. Где у
Миронова
рвут уши с головы, а у тебя на
сердце радость . Живое, легкое ,
динамичное творчество. Конечно, «Агате
Кристи» далеко и до раннего
Гайдая, и до
Зацепина, но все же, все же…
И, что интересно, чем легче
становится музыка агатокристиан в их
нуклонном движении от Петрушки к кукле
Барби, тем более самозабвенно они,
общаясь с масс-медиа, педалируют свой
мифический драматизм. «Настроение…
полуотчаянное, полумистическое и в то же
время немного светлое. Самое главное
ощущение, которое остается лично у меня,
- это ощущение пронзительности» (Глеб
Самойлов об альбоме «Опиум»). «По
ощущению альбом получился довольно
тяжелым – по звуку. По мысли… По
настроению же альбом – агрессивно-романтический»
(Саша Козлов – о нем же). Такое
впечатление, что перед нами
самоидентификация даже не The Cure, а если и не Ника Кейва, то по
крайней мере Crime
and
The
City
Solution.
«Здесь изображаются люди,
смакующие свой страх» (А. Блок).
В том же далеком 1988-м , слушая
второй дошедший до Москвы магнитоальбом
«Агаты Кристи»» «Второй фронт», я
умилился хиту «Пантера», где братья
Самойловы в отроческом угаре бичевали
лицемерие половой любви.
Они не знает слова «верность»,
ибо это всего
Минута предпочтения того,
кто покруче.
Она стремится к сердцу,
предвкушая его,
Но чей-то КЛЮВ окажется в
отравленной куче.
Вот это образ! Увы , год спустя,
когда «Агата» повторила «Пантеру» на
своем каноническом релизе «Коварство и
любовь», где вокал был прописан чуть
лучше. Выяснилось, что «клюв» - слуховая
галлюцинация, а на его месте в песне
присутствует «чей-то путь».
Наверное, африканка-таки не
владела ситуацией.
«Чего не мог вынести даже Смит,
так это обилия в группе лиц, лениво
создающих песни о своих праздных мечтах»,
- писали проThe
Cure
шесть лет назад. «Агата Кристи» отвечала
волновым глэмом.
Напудрив ноздри
кокаином,
Я выхожу на променад…
Мне симпатичен ад.
Что это: Марк Болан или «Балаганчик»
Блока – тот самый, про который сам
злосчастный поэт. Едва не убитый Андреем
Белым за преступление против символизма
(знаем, знаем, за бабу), писал: « ничтожная
декадентская пьеска не без изящества и с
какими-то типиками – неудавшимися
картонными фигурками живых людей»?
…Паяц перегнулся через рампу и
повис. Из головы его брызжет струю
клюквенного сока. Дама, видимая в окне,
оказывается нарисованной. Бумага
лопнула. Арлекин полетел ногами вверх в
пустоту. Рыцарь споткнулся о деревянный
меч… . Заметив свое положение, автор
убегает стремительно
Конец цитаты.
Сергей Гурьев.