КОМУ
КАЙФ?
"ЕСЛИ
БЫ МЫ ЭТОГО НЕ НАПИСАЛИ, ТО РАЗОРВАЛИСЬ БЫ ИЗНУТРИ"
Есть у меня одна особенность: я
патологически не различаю братьев
Самойловых. Но, как оказалось, их никто
не различает. И фотографии в журналах
наоборот подписывают. Под Вадимом
пишут «Глеб». А под Глебом – « Вадим».
Чтобы добиться хоть какого-то
правдоподобия, директор «Агаты» Лена
на обратной стороне фотографий пишет,
кто есть кто. Но сама при этом
сомневается. Какие-то они все-таки
одинаковые. Такое впечатление, что
специально издеваются над публикой,
хотя с честными глазами утверждают, что
не специально. Потом говорят, что по
родственному признаку не объединяются
и против остальных участников группы
одним лагерем не выступают. На правду
не похоже. Но кто их, артистов, разберет?
С этим интервью с самого начала все
складывалось чудесно. Я говорю
директору Лене, что хочу взять интервью
у братьев Самойловых. Она мне: «Ах,
какая незадача! Вадима в Москве н еще
долго не будет. Но с Глебом можно
поговорить». Может, директор Лена
думает, что я расстроюсь. Но я радуюсь:
теперь мне точно известно, какой брат
Самойлов передо мной сидит.
-Куда ж вы
пропали?
-Никуда мы не
пропадали, - немного обижается Самойлов
(может, они все-таки издеваются, и это
Вадим? Тогда почему так охотно на Глеба
Отзывается?). – Мы ездили по стране,
давали концерты. Правда, последние
несколько месяцев были очень заняты
студийной деятельностью: альбом
записывали. Потом клип на песню «Секрет»
снимали.
-Я слышала, вы
сильно обижаетесь на радиостанции за
то, что, кроме «Секрета», никаких песен
с нового альбома не берут.
-Нам на радио
сказали такую вещь: «Радио должно
развлекать, а ваш новый альбом
заставляет думать». Нам уже не первый
раз такое говорят . интересная логика у
программных директоров.
Вадим
на политику радиостанций более
эмоционально реагировал. На
официальном сайте «Агаты» он поместил
письмо, содержание которого сводится к
следующему. Если радиостанции не хотят
брать наш альбом, мы будем его
раскручивать другими способами. Мы
знаем, какими. А на радио не очень-то и
хотелось.
-Значит,
с продвижением предыдущих альбомов
тоже были проблемы?
-Проблемы
начались после «Опиума», когда в нашем
творчестве произошел перелом. Альбом «Ураган»
мы считаем ключевым и многозначным.
Многозначным – как в
культурологическом смысле, так и лично
для нас. И наверное, тогда произошел
отсев тех, кто увлекался модной группой
«Агата Кристи». Но с нами остались те,
кто сопереживал и пытался понять,
остаются с нами до сих пор. Тогда, к
сожалению, большей
частью наших поклонников были такие фанатеющие девочки, который заметили в
«Опиуме» принцесс.
Штрауса и все вздущно-замковое. Но совершенно не
заметили нашей иронии и издевательства
над самими собой. Сейчас у нас много фанатов 14-15 лет, которые выросли уже не
на альбоме «Ураган». Для них и
предназначен наш новый диск – «Майн
Кайф?»
-Ваши
отношения с радио понятны. А как вы к
телевидению относитесь?
-Мне
кажется, телевидение навязывает то,
каким должен быть современный молодой
человек. Я встречал огромное
количество семей, где нет проблем между
родителями и детьми. И нет таких
замшелых родителей, как в «Прирожденных
убийцах». Молодой человек, яростно
играющий на гитаре попсовую музыку, не
может достучаться до родителей и
решает все ударом гитары по голове, -
это надуманный образ. Молодежи просто
втирают, какой она должна быть. В нашей
стране дело осложняется тем, что люди
старшего поколения выросли на других
ценностях, и эти ценности нужно
непременно низвергнуть.
Когда
я первый раз увидела пресс-релиз, в
котором шла речь о последнем детище «Агаты»,
это выглядело так: «Новый альбом «АК»
будет называться «МК?». Если читать это
вслух и с выражением, стихи получаются.
Потом я
увидела полное название – «Майн Кайф?»
- и подумала, что опечатка вкралась.
Потом выяснилось, что-нет и «Майн Кайф?»
с гитлеровским «Майн кампфом» путать
не рекомендуется.
-Зачем
у вас в названии вопросительный знак
стоит?
-Во-первых, весь
альбом о том, как человек, теряя веру во
что-то светлое, убивает в себе человека.
Становится кровожадным, переживает
личную драму. Конечно,
непосредственная ассоциация была с
войной и с третьим Рейхом. Нам хотелось
придумать название достаточно
ироничное, стебное. А вопросительный
знак нужен для
тог, чтобы человек задумался: твой ли
это кайф – получать удовольствие от
насилия, твой ли это кайф – потерять
веру. Мы понимаем, что иронию в названии
не псе прочувствуют. Но все нас никогда
не понимали. А тем, кто не прочувствует
«Майн Кайф?», и «Агата Кристи», наверное,
не очень интересна. Но пускай люди
послушают альбом, и потом уже решат, что
к чему.
-Кто-нибудь из
группы читал «Майн кампф»?
-Не знаю. Я
не читал и не собираюсь. Я читал
предпосылки – дневниковые записи
Геббельса, сделанные в 1924 году. Он пишет
о христианстве, о Достоевском, о судьбе
Европы. Что же должно было произойти с
этим человеком, какую личную драму он
пережил? Почему так изменился? Знаете,
ведь любить Достоевского и строить
концлагеря- это совершенно
противоположные вещи. Мы попытались
проанализировать такую метаморфозу, не
имея в виду только Геббельса . Можно
представить себе человека, который
отправляется на войну защищать родину,
а становится убийцей и мародером. Я ни в
коем случае не хочу обидеть наших
воинов, которые сейчас сражаются за
совершенно чужие интересы. А что
касается тог, поймет нас молодежь или
не поймет… Пора уже писать музыку, по
крайней мере, рок-музыку, без оглядки на
то, кто тебя поймет.
-Возможные
обвинения в фашизме вас не пугают?
-Обвинения в
фашизме мне вообще кажутся
смехотворными, потому что пафос
альбома изначально антитоталитарен.
«Агату Кристи»
постоянно тянуло на войну. Сначала они
были «на тебе, как на войне». Народ
обалдел от неформальной эротики
середины девяностых. Потом дошло до
какой-то медсестры, которой настойчиво
предлагали лезть на нары. Запахло
чернухой. Но музыканты «Агаты» это
чернухой не называли. Они называли это
депрессивными настроениями, которые
для них по жизни характерны, и
неприязнью к войне, которая их по жизни
расстраивает. Мелькали комментарии
Глеба по поводу наркотиков: «Раньше я
думал . что наркотики расширяют
сознание. Еще одна потерянная иллюзия.
Обман все это, чушь собачья». Отчего на
свете так много музыкантов, которые
говорят: « Я увлекался наркотиками, но
завязал», и совсем нет таких, которые
признаются: «Увлекаюсь»?
-Вы
всегда говорил, что в группе нет лидера.
-Так
и есть. Мы – колхоз.
-Как
же вы работаете? Кто воз на себя тянет?
-Кто
тянет? Мы собираемся раз в год, решаем
записать альбом. Потом его играем. В
последнее время общая концепция в виде
целого блока песен привносится мной. А
песни Вадика и Саши ее либо дополняют,
либо расширяют. А поскольку я
монополизировал написание всех (за
редким исключением) текстов, то мне и
флаг в руки. Я
ребятам за оказанное доверие
благодарен.
-Расскажите
мне все-таки про родственные отношения
в группе.
-Мы
с ребятами знакомы так долго, что уже
нет никакой разницы, кто кому брат, а
кто не брат. Сначала пел вообще один
Вадик. Потом я потихоньку запел. И вот
мы стали лицами (не буду говорить «ликами»)
«Агаты Кристи». И нас воспринимали как
двухголового дракона.
-Вы
хотите меня убедить, что младшенького
Глеба в группе не обижали.
-Ну,
разница в возрасте, конечно,
чувствовалась. Но дело в том , что
всегда писали одинаково много. Я сейчас
даже не могу сформулировать, в чем
проявлялась эта разница. У меня все
смешалось за эти 13 лет. Когда мы пишем
песню, силы могут группироваться как
угодно. Мы с Сашей можем объединиться
против Вадика. Или Вадик с Сашей
против меня. Или мы с Вадиком, а Саша
против нас. Мы может десять раз
поругаться во время записи одного и
того же альбома. В результате споров,
компромиссов и голосования рождается
то, что вы знаете как «Агату Кристи».
-Значит,
если мнения разделились, вы
голосование устраиваете?
-Да.
Поскольку песни пишут трое, то
голосование все решает. У нас вообще
довольно странная ситуация. После
альбома «Опиум», который гремел вместе
с «Иванушками International»,
нам все время приходилось
доказывать, что мы еще живы. Покой нам
только снится. Номы пишем то, чего не
можем не писать. Если бы мы этого не
написали , то разорвались бы изнутри. Я
себя ощущаю человеком неполноценным,
если я не сочиняю песни.
-Наверное,
это очень обидно, когда хороший
материал не входит в альбом?
-Обидно,
но для нас каждый альбом – это
драматургическое произведение, а
последний альбом – тем более. Поэтому
необходима жесткая решетка для песен.
Но по отношению к группе «Агата Кристи»
всегда существовал двойной стандарт:
есть альбом, а есть песни, которые
раскручиваются. Мы очень хотим, чтобы
сейчас этого не произошло, и будем
бороться с радиостанциями. И
клипы будем снимать на знаковые
песни, и раскручивать будем знаковые
песни. А основной упор будем делать на
раскрутку альбома целиком.
-Как
вы существуете в российском шоу-бизнесе?