УСПЕХ ПРИХОДИТ ДОРОГОЙ ПАУКА
Есть вещи, о которых поэты и композиторы
не очень-то любят распространяться. В частности, они почти никогда не
раскрывают святую святых алхимической лаборатории творчества - источники
своего вдохновения. Особенно этой свойственно авторам, за которыми прочно
закрепилась репутация интеллектуалов. Именно их воображение чаще всего
опирается на прочитанные книги, увиденные фильмы, услышанную музыку.
Группа «Агата Кристи» в этом смысле - абсолютное исключение. Они с
готовностью рассказывают, что и откуда появляется в их песнях и клипах, и в
тех случаях, когда источников несколько, усердный поклонник творчества АК
рискует превратиться в разгадывателя
кроссворда. Впрочем, нельзя сбрасывать
со счетов тот факт, что и от
разгадывания ребусов, даже таких
сложных, как песни АК, можно получить
удовольствие. Попробуем и мы, вместе с
нашими читателями, распутать одну из
головоломок.
Название последнего хита АК - «Дорога
паука» - сделало бы честь самому
Кастанеде,
королю современных мистиков
и искателей скрытых сторон обыденного
мира. Не мудрствуя лукаво, обратимся к
самому началу, к моменту написания
песни, а, следовательно, - к автору слов
и музыки Глебу Самойлову:
- Текст многим кажется непонятным. Но
его можно понять, если прочитать
рассказ Ганса Гейнца Эверса «Паук».
Главное действующее лицо - студент-медик,
снимающий номер в гостинице и ведущий
дневник. Он постоянно наблюдает за
девушкой, живущей напротив, окно в окно.
Кем является героиня рассказа
выясняется только в конце. Если вы
знаете, у пауков почти всех видов самка
после спаривания поедает самца. Вот на
этой мистической интриге и замешан
рассказ, и основана наша песня.
Как утверждает Глеб Самойлов, вы
непременно поймете все тонкости потока
сознания и прихотливой игры ассоциаций АК, если прочтете вышеупомянутый
рассказ. Говоря откровенно, Ганс Гейнц
Эверс далеко не самый издаваемый в
России автор, и вы вряд ли найдете его
книжку в первом попавшемся книжном
магазине. Поэтому мы решили позволить
себе некоторые пояснения. Героиня
рассказа оказывается своеобразным
оборотнем-пауком, но она, разумеется, не
пожирает студента-медика в физическом
смысле слова, а крадет его душу,
заставив с помощью своих мистических
способностей (а проще говоря - гипнозом)
совершить самоубийство, что, как всем
известно, считается одним из тягчайших
христианских грехов. Вот такая вот
мрачная история в стиле немецкого романтизма
Гофман.
Сложный сюжет,
похожий на темный лабиринт, затянутый
паутиной, похоже, наложил отпечаток не
только на настроение, но и на судьбу «Дороги
паука». В свое время ни одна
радиокомпания не согласилась взять ее
на ротацию, поскольку менеджерам она
показалась слишком «заумной» и «чернушной».
Тем не менее, музыканты не отступились
от своего любимого детища, и осенью 1999
года выпустили клип, который быстро
отвоевал на
MTV
самые высокие строчки хит-парада.
- Когда мы решили сделать клип, сели с
режиссерами Глебом Орловым и Алексеем
Муравьевым и дружно стали придумывать
как и что снимать, чтобы все было «вкусно».
В результате решено было делать черно-белый
фильм, имитацию старого
документального кино. Поцарапанная
пленка, какое-то дрожание, мигающие
кадры и все такое. Решили использовать
съемку с фестиваля «Максидром», где мы
пели «Дорогу...». Потом родилась идея
перебить ее титрами - цитатами из
рассказа, как в немом кино. Нам очень
хотелось, чтобы сюжет рассказа был
понятен зрителю благодаря титрам, но у
нас это, кажется, не совсем вышло.
Получился по-своему логичный поток
сознания. Правда это та логика, которую
может породить только больное
воображение группы АК. А еще мы
превратили главного героя в самого
писателя Ганса Эверса и, более того,
заставили его в нашем фильме покончить
с собой, за что извиняемся. Это
произошло не от незнания исторических
фактов, а от принципиально
безбашенного строения наших мозгов и
своевольного подхода к творчеству.
К словам
Глеба Самойлова хочется добавить
несколько интересных подробностей.
Кроме всего вышеперечисленного, в
клипе использованы фотографии АК, и как
утверждает Александр Козлов: «Фотографии
выбраны как раз лучшего нашего периода,
где мы выглядим достаточно прилично».
Кроме того, режиссерам клипа удалось
так подобрать и отмонтировать кадры,
снятые на «Максидроме», что их не узнал
и «родной папа» фестиваля - продюсер АК
и корпорации «Райс- ЛисС» Владимир
Месхи. Этот факт служит убедительным
доказательством тому, что в вопросе
производства клипов режиссура -
великая вещь. Судите сами репортажные
съемки любого, самого улётного
концерта никогда не могут передать
атмосферу и напряжение,
царящие в зале. Режиссерам клипа «Дорога
паука» удалось из заурядного видеоматериала
ее дать нечто, что доносит до
телезрителя настоящий вольтаж живого
концерта.
Стабильный интерес публики к сложным
философским построениям «Агаты Кристи»
и успех песни «Дорога паука» в
частности, доказывает, что в
вавилонском смешении музыкальных
стилей есть место и мистических
переживаний, размышлений о любви,
похожей на смерть, или о смерти, похожей
на любовь, которые не может отменить
мода на танцевальную музыку. Просто
всему в этой жизни определено свое
время и место.