ПРАВО НА ТО, ЧТО БОЛЬНЕЙ
Может быть, вы удивитесь, но АГАТА КРИСТИ - центристы нашей музыки. Они не рок и не попс, не
замшелые ветераны и не молодая
шпана, не чистый декаданс и не
абсолютное техно. За
излюбленный звук не цепляются,
процент шлягеров в альбомах не
высчитывают. А который год
пребывают властителями душ.
Как им это удается? Ведь это
только видимость, будто их
центристская позиция - нечто
прочное и незыблемое, занятое
раз и навсегда. Это
бесконечный баланс и поиск. А
еще откровенность - иначе
поиски бесполезны. За
откровения в АГАТЕ отвечает
Глеб. Именно он - сегодняшнее
лицо группы. Во всяком случае,
мне так кажется - сам-то он
будет отпираться и проводить
идеи коллективизма. Да я их и
не отрицаю. Выдвинуть лидера -
дело коллективное. Быть
лидером - дело лидера. В новом
альбоме "Чудеса" младший
Самойлов опять сочинил
большинство песен. И я, пожалуй,
не знаю никого из ныне
здравствующих, кто в своих
песнях выворачивался бы
наизнанку с таким бесстрашием,
граничащим порой с цинизмом,
порой с истерикой, а порой с
полной беззащитностью. Одни
воспринимают это как моветон,
другие - как искренность
высшей пробы. Но если кто и
понимает, на чем замешан этот
коктейль, так это только сам
Глеб.
ЗВУКИ,
ЧУДЕСА И ВОЛКИ
- Как бы
вы описали нынешнее состояние
АГАТЫ КРИСТИ?
Глеб
Самойлов:- Сейчас - предвкушение работы,
предвкушение нового подъема,
как творческого, так и...
финансового (смеется). Мы
меняемся. Нас очень сильно
изменил альбом "Ураган" -
не меньше, чем "Опиум",
который дал нам популярность,
вывел на орбиту шоу-бизнеса,
сделал звездами - это, конечно,
большая перемена в жизни. "Ураган"
был переменой внутри нас, и
тоже большой. - А новый альбом -
это, наверное, осмысление
немножко сверху: того, что с
нами происходит, наших
ощущений.
-Я
послушала альбом...
Глеб: -Полностью?
-Да. И мне
показалось, что ваш рядовой
слушатель воспринимать его
будет достаточно тяжело.
Сложный звук. Безусловно,
прогрессивный, модный, но в
довольно тонкой прослойке
людей... Не боитесь, что массы
он может отпугнуть?
Глеб: -Это такое декадентское ретро-техно,
я бы сказал, в некоторых вещах.
В других - сочетание гитарного
звука с наивностью драм-машины
80-х. А отпугнет - не отпугнет...
Когда Ник Кейв собрал аншлаги
в двух столицах, я начал думать
о нашем народе немножко лучше,
чем раньше.
-Кейв на
вас повлиял?
Глеб: -В этом альбоме вряд ли, у него
на готических блюзах все
замешано, на крови, а у нас -
более европейская музыка,
отсылающая, может быть, к
средневековью... Я имею в виду -
мелодически и гармонически.
-Может
быть, эмоционально?
Глеб: -Не знаю... Хотя, ну да, "страшилок"
у нас больше никто не поет.
Кроме, разве что, групп Ария
или
Корозия
метелла. Но это
уже другие "страшилки".
-А почему
"Чудеса"? Что за чудеса
такие?
Глеб: -"Чудеса" - это чудеса. Это
сказка, это чудо, это то, о чем
мечтает каждый человек в
глубине души, может быть, даже
не очень отдавая себе в этом
отчет. Этот мир не
единственный - есть другая,
более честная и настоящая
реальность, где возможна
сказка, возможно чудо,
возможна справедливость. По
крайней мере, в нашей стране
так думали испокон веков.
-Не
знаете такой рассказ у Пелевина - "Проблема верволка в средней полосе"?
Глеб:-
Нет, не читал - даже не знаю, кто
такой Пелевин.
-Он
просто перекликается с вашей
песней "Вервольф". Почему
волк, почему оборотень, чем
этот образ для вас
притягателен? Пелевин пишет,
что на самом деле только
настоящие люди превращаются в
волков. Среди людей много
других оборотней - есть люди-свиньи,
люди-жабы, но люди-волки -
единственные, кто могут быть
по-настоящему людьми.
Глеб: - Сильно! Ну, альбом имеет такой
волчий оттенок, в принципе.
Оттенок неприкаянной силы,
скажем так, и
противопоставления личности
обществу.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
-Лично у
меня если и возникают
претензии к АГАТЕ КРИСТИ - то к
тому, что у вас какой-то
детский подход. Вам плохо, вам
больно - и вы об этом кричите!
Так делает любой ребенок.
Глеб:-
А это нормально, по-другому и
смысла нет. Или надевать маску
на себя? Тогда это будет шоу-бизнес.
-Ну да, но
тут есть элемент некой
безответственности.
Глеб: -А творчество настоящее и
должно быть безответственным.
Если человек сам внутри себя
чего-то не видит, то это
называется "волков бояться -
в лес не ходить". А мы
выплескиваем из себя наружу
полностью, ничего не скрывая,
все хорошее и все плохое. Мне
кажется, что это самый честный
способ жизни в творчестве.
-Кто-то
скажет, что это очень сложно,
может быть, даже труднее всего,
но, с другой стороны, это самый
простой способ.
Глеб:-
Да, об этом еще
Василий
Васильевич Розанов сказал в
своих знаменитых трактатах. Он
именно так и писал - выражал
вообще все, что он чувствует,
что думает, не умалчивая ни о
чем - от самого низкого до
самого высокого. И говорил, что
по-другому не видит смысла
писать вообще.
-А в
жизни вы ответственный
человек?
Глеб:-
Смотря в чем. В отношениях с
людьми - да.
-Не
случалось, чтобы вы сделали
кому-то больно именно по
причине безответственности?
Глеб: -Да все люди делают кому-то
больно. Но это не делается
специально никогда. Если я и
делаю больно, то, по крайней
мере, стараюсь эту боль
искупить. Даже если человек
испытал ее заслуженно. С
другой стороны, заслуженно
можно получить только какое-то
наказание, но дело в том, что ни
один человек не вправе
наказывать другого. Как раз
самое плохое - то, что
случается внутри обидевшего. В
нем происходят перемены, и не
очень хорошие, если он этого не
осознает. Если осознает -
значит, раскаивается.
НАРКОТИКИ
-Вы
готовы к тому, что обязательно
найдутся люди, которые,
услышав по радио "Ковер-Вертолет",
будут говорить: "Как же так
можно пропагандировать
наркотики?"(У Глеба этот
рассказ вызывает приступ
гомерического хохота,
совладав с которым, он
начинает терпеливо объяснять.)
Глеб: -Песня вообще-то появилась
после моего разговора с мамой.
Мама проходила какой-то тест,
где был вопрос: "В каких
обстоятельствах вы
чувствовали бы себя
комфортнее всего?" Я сказал:
"Наверное, если бы я умел
летать", - и мама говорит: "Вот,
я то же самое ответила". То
есть песня посвящена маме и к
наркотикам никакого отношения
не имеет. Только к полету.
(К
дискуссии подключается
выходивший покурить старший
Самойлов - Вадим)
Вадим:-
Я думаю, мы можем сами устроить
полемику по этому поводу и