ОТКРОВЕНИЯ ГЛЕБА САМОЙЛОВА
Про детство.
Я родился 4 августа 1970
года под знаком Льва в городе Асбесте,
папа у нас врач, мама инженер. Учился в
школе №1 им. Горького. Рисовать в
детстве любил. Потом, уже в 10-м классе
нам давали наши сохранившиеся с
первого класса рисунки, у всех детей
ежики, цветочки, а у меня - рок-ансамбль
с хаерами, гитарами, барабанами.
Родители пробовали
отдать меня в музыкальную школу, но я не
смог там учиться, не сдюжил две школы.
Ленивый ребенок был - я и сейчас ленивый
- да и уставал очень, не по силам было.
Так вот мое музыкальное образование и
кончилось в подготовительном классе, а
продолжилось только в училище.
А когда мне было 8 лет, к
нам приехал в гости двоюродный брат из
Барнаула. И вот он двое или трое суток
на поезде вез магнитофон - такой
большой, катушечный - и коробки пленок,
чтобы показать братьям, что такое рок-музыка.
"Дип Пепл",
"Лед Зеппелин" и
"Пинк Флойд". Три хитовых альбома,
тогда вышедших. И когда я услышал, я
понял, кем хочу быть в жизни. С тех пор,
знаешь вот, не ошибался.
Первая книжка, с
которой я начал читать, была "Робинзон
Крузо". Это было в первом классе, и с
тех пор читал - все, что угодно.
Я не представлял себя
каким-то конкретным героем. Я
представлял себя собой, но тоже там
участвующим.
А потом, когда мне лет
десять исполнилось, было то главное,
что я уже на всю жизнь для себя
застолбил - Гофман. "Крошка Цахес",
причем такая книжка, каких теперь не
выпускают - большое красивое детское
издание с очень хорошими картинками. То
есть абсолютно другой мир, и голову
снесло так... Тогда же я выцыганил у дяди,
жившего в Свердловске, прочитать
трехтомник Гофмана. "Серапионовых
братьев" там, правда, не было, но были
новеллы, "Воззрения кота Мурра", я
это все прочел и до сих пор перечитываю.
А после Гофмана?
Много, очень много. "Мастер
и Маргарита". Причем я вообще не знал,
о чем эта книга. Слышал, что она есть,
что ее не издавали, но никогда не
интересовался, из-за чего. И пока она
мне в руки не попала, никакого мнения не
составлял. А потом в девятом классе
попала. Это было второе сильное
откровение. Ну, а до этого - Уэллс,
Грин,
Достоевский, очень много. Вообще читать
люблю, жалко, что сейчас нечего.
А кино?
Самое любимое тогда
было - "Сказка странствий". Я до сих
пор ее очень люблю. Музыка Шнитке,
режиссер
Митта
, Миронов в главной роли.
Судя по всему, ты был тем, кого
называют гуманитариями?
Гуманитарием в том
смысле, что там я хоть что-то понимал.
То есть у тебя был сугубо свой мир?
Да-да-да, как у всех
нормальных книжных детей.
А любимые праздники?
Новый год.
А вот как это было?
Телевизор, по
телевизору - Москва, такая большая и
красивая, елка настоящая, живая...
Дед Мороз?
Я знал, что вот обычай
такой - ставить ботиночки под елку, я
маме подарок положу, мама мне положит.
Но ощущение сказки при этом всегда
почему-то оставалось. Это очень важное
ощущение. Единственное важное ощущение,
наверное.
Про то, как началось интересное..
В школе класса до
восьмого ничего особенного не было.
Тогда у нас дома стояло пианино, потом
появилась гитара. И на них я научился
играть сам. И в восьмом классе началось
то, что стало интересно.
Научился играть-то как? Что ты пытался
сыграть?
Я? Во-первых, свои песни.
То есть в 8-м классе ты уже писал песни?
Я раньше писал песни,
просто в 8-м классе я взял гитару и это
стало получаться прилюдно. В классе
должен быть мальчик с гитарой, вот я им
и стал. Играл-то я всегда совершенно не
то, что слушал, а то, что самому хотелось
играть. А слушал... тогда я был жутким
металлистом. Это был страшный период в
моей жизни. А лет до 12-ти "Пинк Флойд"
очень любил, вообще более ничего не
слушал.
А вот группы, у вас были в школе группы?
Я пришел в группу в 6-м
классе. Там были ребята из 9-х классов,
все умели играть на гитарах, но никто не
знал, что такое бас и как он вообще
работает. А я с совершенно другим
представлением, я понимал, что бас - это
та же самая гитара, только без двух
струн. И я явился на репетицию и вдруг
стал играть на басу. Все удивились и
сказали - смотри-ка, бас-гитарист есть. Я
раза три сыграл с ними на танцах, и все.
Мне было просто интересно поиграть. Но
играли, конечно, не свои песни -
танцевальный репертуар тогдашней
эстрады - а я подыгрывал
В 8-м классе ездили в
колхоз. Взял с собой гитару, все
удивились. Свои песни пел, "Урфин
Джус", "Динамик" пел почему-то...
В принципе, тогда информации о том, что
творится с музыкой в стране, не было.
В классе 9-м попытался
создать свой коллектив. Но все школьные
инструменты к тому моменту были
разломаны - застой кончился, началась
перестройка, поэтому денег как бы не
хватало на инструменты. Поэтому быстро
это дело и издохло. И организовался
такой... Я не сказал бы КСП... Скажем так -
то, чего мне не хватило в электрическом бэнде, я попытался перенести в пение
хором под гитару. КСП это трудно
назвать. Была хорошая компания ребят,
завернутых на серебряном веке и на
футуристической поэзии одновременно, в
10-м классе все вдруг начали писать
стихи. И я стал писать песни - на их
стихи, на свои, - пели хором, я играл.
Про то, как началось самое интересное.
После 10-го класса
проработал еще год в Асбесте
лаборантом на полставки в той же школе,
где учился - потому, что не поступил. Я в
университет поступал, на исторический
факультет, причем не по причине того,
что мне это сильно нравилось, а по
причине того, что история была
единственным предметом, который я знал.
И тем не менее - первый экзамен был по
истории, и я даже ничего сказать не смог.
Билет был - "Восстановление
разрушенного хозяйства после
гражданской войны", а второй вопрос -
после Великой Отечественной. Памяти
вообще никогда не было, а там все эти
челябинские тракторные, годы
восстановления, сколько народу
работало... и так далее.
А вот когда школу закончил - было
ощущение - вот где-то жизнь?
Было. Думал - в
Свердловске. Это раз. А два - Саша с
Вадиком тогда в самодеятельности
свердловской играли, у них ансамбль
свой был, тоже хотелось играть. В классе
десятом узнал про Питер, про то, что в
Свердловске группы есть, тоже узнал.
Это был 87-й год. И тогда стал вливаться в
"Агату". Летом, когда я закончил
школу, они остались вдвоем - Саша и
Вадик - и решили создать коллектив. И
коллектив создавался тогда уже на
основе и Сашиных, и Вадиковых, и моих
песен - у меня уже был большой багаж.
Осенью 87-го я уже на репетиции начал
ездить - мы собрались втроем и сделали
первую электрическую программу.
Год я ездил туда-сюда,
концерты, репетиции (репетировали на
базе радиотехнического факультета), а
на следующий год поступил в
музыкальное училище, сдал все экзамены.
По бас-гитаре и поступил. Но там я был
двоечником - полгода всего нормально
проучился. Вступительные экзамены сдал
замечательно - причем без музыкальной
школы - а потом просто перестал ходить.
А поступал зачем?
Мама просила очень
Существовало тогда
относительно рок-музыки понятие - "свердловская
школа". Трудно спорить с тем, что она
действительно была. Другой вопрос, что
расширялась во многом благодаря
влиянию на новые коллективы..
На нас влияла со
стороны. "Трэк", "Наутилус",
"Урфин Джус"... Они варились между
собой, играли друг у друга, половина
людей во всех составах была одна и та же.
А мы из технического ВУЗа, и со стороны
влиться в эту тусовку было достаточно
сложно. Потому что это была тусовка
людей искусства. А вот после того, как
мы выступили на третьем фестивале
свердловского рок-клуба, все нас
полюбили. У нас крылья выросли -
Макаревич
поздравлял, Бутусов
поздравлял, Пантыкин обратил внимание.
А Пантыкин тогда был...
Ну как - дедушка. Как он
сам себя называл. То, что они сделали
тогда, существует уже автономно от них
самих - от Саши, Егора, Назимова. Может,
они и не заметили, что они тогда сделали.
Такое ощущение, что остальные - в том
числе я, а мне было тогда лет 14, -
услышали у них больше, чем они сами у
себя услышали. И, не заметив, они
продолжали дальше заниматься музыкой,